Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Кирилл Белозерский (в миру Козьма) (Ок. 1337 г., Москва(?) - 9.06.1427, Кирилло-Белозерский монастырь)

Общерусский святой, основатель Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1997 г. исполнилось 600 лет со времени возникновения одного из самых известных в России памятников истории и культуры — КириллоБелозерского монастыря. Огромные суровые стены и башни монастыря многие столетия охраняют территорию, где вершили духовный подвиг создатели этого северного чуда.

Основные сведения о жизни и деятельности Кирилла содержит житие, написанное в начале второй половины XV в. выходцем с Афона Пахомием Сербом. Родился преподобный около 1337 г. и при рождении был наречен Козьмой. О родителях его почти ничего не известно. После их смерти опекуном его стал представитель одного из самых богатых и знатных московских родов Тимофей Вельяминов. Пахомий пишет, что Козьма приходился ему родственником. «Пережив отшествие к Господу своих родителей », Козьма «хотел облачиться в иноческие одежды, но никто не смел совершить его рукоположения из-за того вельможи». По достижении совершеннолетия Тимофей Вельяминов назначил Козьму казначеем своего имения, где тот приобрел некоторый административный опыт. Видимо, молодому человеку очень трудно жилось в неродном доме, а кроме того, должность казначея, хотя и была высокой, но все же относилась к категории слуг, поэтому он не оставлял мысли о пострижении в монахи. Козьме помог Стефан Махрищский — игумен монастыря в с. Махрищи, близ г. Александрова. Он определил Козьму в Симонов монастырь, где того и постригли под именем Кирилла. Было ему в тот период около 30 лет. Кирилл был отдан в послушание старцу Михаилу (будущий епископ Смоленский) и определен на работу в хлебню и поварню. Кроме того, ему поручали переписывать книги. Новый монах был замечен Сергием Радонежским, который при посещении монастыря первым делом шел в хлебню, чтобы побеседовать с Кириллом.

В Симонове монастыре Кирилл прожил около 30 лет и стал очень известен. Но его популярность за пределами монастыря, видимо, стала причиной ухудшения отношений с братией и руководством, поэтому он стал подумывать об уходе из данной обители. Однажды во время молитвы Кирилл услышал голос, говорящий ему: «Кирилле, иде на Белоозеро, и добрый покой обрящеши». И увидел свет за окном, нечто вроде панорамы с Белым озером, и место, «идеже и ныне монастырь стоит».

На Белоозеро Кирилл ушел с монахом того же Симонова монастыря Ферапонтом. Обоим было тогда около 60 лет. Путники обошли много мест, прежде чем Кирилл увидел с горы Мауры небольшой холм на берегу Сиверского озера, который ему очень понравился. Так в 1397 г. началось создание будущего Кирилло-Белозерского монастыря. «Место... где поселился Кирилл, находилось в глухом бору, в чаще, и не жил там никто из людей. Это был небольшой, но очень красивый холм, со всех сторон, словно стеною, окруженный водами», ферапонт нашел себе место в 18 километрах отсюда, между Бородаевским и Паским озерами.

Вскоре к Кириллу присоединилось еще два монаха из Симонова монастыря — Зевезей и Дионисий. Следом за ними «начата приходити к святому мнози отовсюду». К 1427 г. в монастыре было уже 53 человека. Начало быстро расти имущество обители. Всего сохранилось 25 грамот Кирилла, связанных с совершением земельных сделок. Крестьяне, конечно, несли повинности в пользу монастыря, но и монастырь поддерживал их в трудные годы. В монастыре велась переписка книг, неграмотных обучали чтению и письму. Рос монастырь, росла слава его создателя. Уважением к Кириллу прониклись сыновья Дмитрия Донского — Василий, Юрий и Андрей, с которыми он вел переписку.

На чем же основывался авторитет Кирилла? Прежде всего на мудрости и духовной силе. В тот жестокий и сложный век Кирилл показывал образцы работы над собой. В то время, когда господствовало право сильного, Кирилл призывал к милости и правде по отношению к слабым. Людям, которые пытались сделать ему зло, он не мстил, работал наравне со всеми братьями, но одежды и пищи получал меньше всех. Пахомий, прося в житии у усопшего Кирилла быть за него предстателем перед Богом, пишет: «Знаешь ведь нашу леность и уныние, знаешь, как природа наша легко поскальзывается и быстро устремляется ко злу». Кирилл не только исповедовал нравственные ценности, но и твердо, не позволяя себе ни малейшего послабления, следовал им. Не заискивал перед богатыми, был ровней с простолюдинами, а ведь он был из знатной семьи. В монастыре у себя он ввел общежительство, которое тогда вновь стало распространяться на Руси. Как пишет Пахомий, монахи работали «не как для себя, а словно для Бога», т. е. на совесть, и каждому доставалась лишь малая часть из заработанного — пища и одежда. Остальное все было общим. Общежительный устав Кирилло- Белозерского монастыря послужил образцом последующим обителям.

В своих посланиях князьям Кирилл пишет об ответственности носителей власти по отношению к своим подданным, призывает их судить праведно и честно, искоренять в княжеской администрации «мздоимство». По его мнению, власть должна быть нравственным образцом для простых людей.

Кирилл Белозерский известен и как древнерусский писатель: он автор трех посланий князьям — сыновьям Дмитрия Донского, нескольких купчих грамот и, возможно, нескольких духовно-поэтических текстов. В КириллоБелозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится подлинная, написанная на свитке духовная грамота (завещание) Кирилла. Свой монастырь этой грамотой Кирилл передал под покровительство великого князя Андрея Дмитриевича и под управление инока Иннокентия.

Кирилл был владельцем древнейшей дошедшей дo нас русской личной библиотеки (12 книг: два Евангелия, Псалтирь, три Канонника, Лествица с Аввой Дорофеем, Святцы и четыре четьих сборника). В одном из сборников находятся диетические рекомендации на разные времена года, руководство по практической медицине.

В 1424 г. игумен Глушицкого монастыря Дионисий написал портрет Кирилла, благодаря чему мы теперь знаем, как выглядел знаменитый старец. Портрет этот хранится ныне в Третьяковской галерее.

Умер Кирилл 9 июня 1427 г. в возрасте 90 лет. Общерусское почитание святого началось в 1447—1448 гг. На свитке, который держит в руке преподобный Кирилл на своих изображениях, пишется последнее предсмертное слово его к братии: «Любовь имейте между собою!».

Жизнеописание Кирилла Белозерского, составленное Пахомием Сербом (Логофетом) в 1462—1463 гг., основано на подлинных рассказах учеников Кирилла — Кассиана и Мартиниана. В нем подробно говорится о молодости святого, о его родственниках — Тимофее и Ирине Вельяминовых, Стефане Махрищском и Сергии Радонежском и др. Духовный облик основателя Кирилло-Белозерского монастыря представлен зримо, колоритно и привлекательно.

Духовный заряд, данный Кириллом, был настолько велик, что из основанного им монастыря вышло впоследствии много замечательных подвижников. Из них самыми выдающимися были Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития, и Корнилий Комельский, который в своей обители ввел общежительный устав Кирилла. Монастырская библиотека, богатая древними рукописями и книгами (до двух тысяч), стала настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины.

Литература Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. - СПб.: Глаголъ, 1993. Прохоров Г. М. Кирилл Белозерский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2. — Часть 1. — Л., 1988. — С. 475-479. Житие Кирилла Белозерского. Текст и словоуказатель. — СПб., 2000. Ф. Я. Коновалов
  Из Послания Кирилла Белозерского к князю Андрею Дмитриевичу Можайскому 
  «Господин князь Андрей, ...людей, господин, своих смиряй дурные обычаи. Суды бы, господин, пусть судили праведно, как перед Богом справедливо. Клеветы, господин, пусть бы не было. И подметных, господин, писем тоже не было бы. Судьи бы взяток не брали, довольствовались бы своим жалованьем, потому что говорит Господь: «Да не оправдаешь нечестивого мзды ради, ни сильного, ни богатого не устыдись на суде, ни друга любви ради, ни нищего нищеты ради; ни сотворишь неправду на суде, ибо суд должен быть истинным; проклят всякий неправедно судящий»... 
  И ты, господин, следи внимательно, чтобы корчмы в твоей отчине не было, потому что, господин, великая от нее пагуба душам: христиане, господин, пропиваются, и души гибнут. 
  Также, господин, и поборов бы у тебя не было... 
  Также, господин, и разбоя и воровства в твоей отчине пусть бы не было. И если не уймутся преступники делать свое злое дело, то ты вели их наказывать своим наказанием, — чего будут достойны. 
  Также, господин, унимай подвластных тебе людей от скверных слов и от ругани, потому что все это прогневляет Бога. И если, господин, не постараешься ты все это исправить, то все это Он на тебе взыщет, потому что властителем над своими людьми ты от Бога поставлен. 
  А христианам, господин, не ленись управу давать сам: то, господин, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста. 
  А от упивания вы бы воздерживались, и милостыню по мере силы давали, потому что, господин, поститься вы не можете, а молиться ленитесь: так вместо этого вам милостыня ваш недостаток восполнит... ».
<<< Назад В начало Далее >>>