Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Ферапонт Белозерский и Можайский, Лужецкий чудотворец (Ок. 1337 г., Волоколамск - 27.05.1426, Можайск)

Основатель Ферапонтова Белозерского и Можайского Лужецкого монастырей, общерусский святой. 

В потемневших лучах горизонта 
Я смотрел на окрестности те, 
Где узрела душа Ферапонта 
Что-то Божье в земной красоте. 
И однажды возникло из грезы, 
Из молящейся этой души, 
Как трава, как вода, как березы 
Диво дивное в русской глуши! 

Такие замечательные строки посвятил русский поэт Николай Рубцов выдающемуся памятнику истории и культуры Русского Севера — Ферапонтову монастырю. Памятнику, состоящему в сокровищнице культурного наследия человечества.

Скудным источником сведений о его основателе — Ферапонте Белозерском — является его житие, написанное в Ферапонтовой обители перед канонизацией ее основателя в 1547 или 1549 г. За век с лишним после кончины святого многие сведения о его жизни и подвижничестве уже были утрачены или искажены. Более содержательно дополняет эти сведения житие Кирилла Белозерского, однако и оно оставляет неразгаданными немало тайн, оставленных «темными» четырнадцатым и пятнадцатым веками русской истории.

Родина преподобного Ферапонта — город Волоколамск. В миру будущий основатель двух обителей был боярином Федором Поскочиным, мать его происходила из рода Клементьевых. В детстве Федор отличался благочестием, радовавшим его родных и соседей. В середине своей жизни он стал монахом, приняв пострижение в Московском Симоновом монастыре с именем Ферапонт. Точная дата пострижения, как, впрочем, и остальные даты жизни этого святого, неизвестна. Ее относят к 70-м или 80-м гг. XIV в., в основном исходя из предположения, что преподобному было в то время примерно сорок лет. Известно, что Ферапонт, минуя послушничество, сразу стал монахом и вскоре приобрел расположение братии. Умудренного жизненным опытом инока отличали здравый смысл и доброта. «Аще бе святый и не хытр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа», — говорится в его житии.

Пользуясь доверием архимандрита, Ферапонт занимался хозяйственными делами монастыря далеко за пределами его стен. По этой причине ему довелось побывать во многих местах, в том числе в Белозерье, где была вотчина Симонова монастыря. Между тем, неустанно возвышаясь духом в посте и молитве, инок Ферапонт постепенно поднялся на ту стадию духовного совершенствования, которая требовала обращения к уединению и безмолвию. Тогда, будучи уже пожилым человеком, он сблизился с монахом Нового Симонова монастыря Кириллом. Последний, известный позже как автор религиозно-философских трактатов и посланий, был незаурядным мыслителем и оказал на Ферапонта немалое духовно-нравственное влияние. В девяностые годы XIV в. Кирилл оставил свой монастырь и ушел в Заволжье, на Север, вместе с Ферапонтом, который, хорошо зная Белозерье, был незаменимым проводником.

После изрядных странствий старцы нашли место на берегу Сиверского озера, где и приступили к обустройству обители. Вскоре подвижники расстались из-за несогласия в планах устройства будущего монастыря. Житие говорит: «Не съгласны бяше обычаи в них: Кирилл бо тесное и жестькое хотяше, Ферапонт же пространное и гладкое и сего ради друг от друга разлучашеся: блаженный же Кирилл остася на месте том, ферапонт же отиде прочее оттуду». Ферапонт ушел на новое место. Он поселился в пятнадцати верстах, вблизи Бородавского и Паского озер, где и положил начало новой обители. Условной датой прихода преподобных на Белое озеро и последовавшего за ним обособления Ферапонта традиционно считаются 1397 и 1398 гг. Обоснований этой датировки нет, а по современной версии это произошло на десять лет позже — в 1407 г.

Уединение Ферапонта вначале нарушали только лихие люди, являвшиеся с недобрыми намерениями, подозрительно относились к чужаку и местные крестьяне. Вскоре стали приходить и люди, близкие по духу, желавшие поначалу просто пожить рядом с преподобным. Так появился первый постриженник, крестьянин-рыбак из ближайшего селения. Предание сохранило его имя — Григорий. Обитель разрасталась. 8 сентября 1409 г. была освящена первая деревянная церковь — Рождества Пресвятой Богородицы. В конце того же века на ее месте был выстроен каменный храм, который украсил фресками великий Дионисий...

Жизнь Ферапонтовой обители была устроена по образцу соседней — Кирилловой. Монахи жили по общежительному уставу, была устроена общая трапезная. Будучи старцем — строителем монастыря, Ферапонт так и не принял на себя настоятельства, игуменом стал один из его учеников.

Несколько лет спустя князь Можайский и Белозерский Андрей Дмитриевич решил учредить монастырь близ столицы своих владений — Можайска. По его настоятельной просьбе этим занялся Ферапонт, которого князь вызвал из Белозерского края около 1413 г. Новый монастырь стал называться Аужецким Можайским, а его архимандритом стал Ферапонт. Он горячо молился, чтобы основанные им обители не запустели. В этом монастыре преподобный Ферапонт скончался в глубокой старости, там он и был похоронен. Похвала Ферапонту содержится в составленной в XVI в. службе Мартиниану Белозерскому. В XVIII в. была составлена служба Ферапонту. Память преставления святого угодника отмечается 27 мая (9 июня), память обретения его мощей в 1514 г. — 27 декабря (9 января). В советское время церковь, где под спудом нашел упокоение святой старец, была разрушена. Вторично его мощи были обретены 26 мая (8 июня) 1999 г. комиссией Московской епархии, образованной по благословению патриарха Алексия II.

Литература Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. - СПб., 1994. Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова монастырей // Кириллов: Краеведческий альманах. — Вып. 5. Вологда: Легия, 2003. - С. 16-42. Терентъева Е. Э. Житие Ферапонта Белозерского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). - Часть 1. А-К. - Л.: Наука, 1988. С. 339-341. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. — М.: Православное издательство «Родник», 1998. Шаромазов М. Н. Ферапонтов монастырь: Страницы истории. — М.: Северный паломник, 2002.
 Л. С. Панов
«Блаженный же Ферапонт, как некоторые из старых мужей рассказывают о нем, много потрудился в жизни своей Бога ради, труды к трудам прибавляя. О славе же и богатстве он совсем не заботился до самой старости, главным образом сохраняя нищету духовную. ...14 всегда, молясь Богу и Пречистой Богородице, многие слезы проливал он до самого преставления своего о Христе Иисусе Господе нашем».    Из жития Ферапонта


АКТ обретения мощей преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца, основателя Можайского Лужецкого Рождества Богородицы монастыря Московской епархии (f 1426 г.)

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что 26 мая 1999 г. в Можайском Лужецком монастыре по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия проводились работы по обретению мощей преподобного Ферапонта Можайского, основателя монастыря. Из письменных источников известно, что преподобный был погребен рядом с Богородицерождественским собором обители у северной стены; в конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм преподобного Иоанна Лествичника. В 1723 г. он был перестроен и освящен в честь преподобного Ферапонта. До наших дней не сохранился, в 1997 г. открыты фундаменты храма. Именно они послужили ориентиром при определении места захоронения во время работ 26 мая 1999 г.

Вскрытие грунта началось справа у солеи в юго-восточном углу храма, где на глубине около одного метра выявились контуры могильной ямы, заполненной серо-коричневой глиной. На отметке 1,25—1,30 м были выявлены контуры деревянной долбленой колоды антропоморфной формы, характерной для погребального обряда средневековой Руси XV—XVI вв. Найденное погребение по месту расположения полностью соответствовало монастырской традиции и письменным источникам, связывающим нахождение могилы преподобного Ферапонта именно с посвященным ему храмом.

При вскрытии захоронения, стратиграфическая дата которого определяется XV в., были выявлены останки захороненного человека. Колода сохранилась в виде тонкой прослойки тлена, череп оказался сильно деформированным от времени, погребальные одежды сохранились в виде мелких фрагментов ткани и обувь — в виде обрывков кожи. Другой инвентарь в захоронении отсутствовал.

Во время работ по обретению мощей производилась фото- и видеофиксация. На основании исторических источников и монастырской традиции, указывающих на размещение могилы преподобного справа у солеи в храме преподобного Ферапонта, археологической информации обретенные останки следует несомненно признать святыми мощами основателя Лужепкой обители — преподобного Ферапонта Можайского. 

Председатель комиссии по обретению мощей викарий 
Московской епархии архиепископ Григорий. 
Члены комиссии (подписи).

<<< Назад В начало Далее >>>