Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Астафьев Виктор Петрович (1. 05. 1924, с. Овсянка Красноярского края - 29. 11. 2001, Красноярск)

Прозаик, лауреат Государственных премий СССР (1978, 1991), Государственной премии Российской Федерации (1995), многих международных литературных премий.

Родился В крестьянской семье. Рано осиротел (мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 г.), воспитывался бабушкой и дедушкой. Позднее беспризорничал, в пятнадцать лет попал в детский дом в г. Игарке. Окончил в 1942 г. железнодорожную школу ФЗО, работал составителем поездов. В том же году ушел добровольцем на фронт, служил шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, был тяжело ранен. Демобилизовался в 1945 г. и поселился с женой (будущей писательницей М. С. Корякиной-Астафьевой) на Урале, в г. Чусовом, где прожил восемнадцать лет. Сменил несколько профессий: грузчик, слесарь, литейщик, плотник, воспитатель в общежитии, мойщик туш на мясокомбинате, сторож и т. д.

С 1951 по 1955 г. Астафьев — литературный сотрудник газеты «Чусовской рабочий», в которой в 1951 г. появилась его первая публикация — рассказ «Гражданский человек» (позднее — «Сибиряк»). Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 г.

Астафьев — член Союза писателей с 1958 г., в 1959—1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1958 г. вышел его роман «Тают снега», затем — повести «Перевал», «Стародуб» (обе—1959) , «Звездопад» (I960), «Кража» (1965), «Где-то гремит война» (1967), рассказ «Ясным ли днем» (1967) и др.

С 1969 г. Астафьев жил и работал в Вологде. Здесь написаны его лучшие произведения: «современная пастораль» «Пастух и пастушка» (1971); «Ода русскому огороду» (1972); многие главы из книги «Последний поклон » (1958-1992); «Царь-рыба» (1972-1975, опубликована в 1976) и др. В 1980 г. писатель возвращается на родину, в Сибирь.

В 1985 г. выходит в свет повесть «Жизнь прожить»; в 1986 г. — цикл рассказов «Место действия» и роман «Печальный детектив»; в 1988 г. — книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова; в 1989 г. — новелла «Людочка» (написана в 1987). Многие из этих произведений были созданы на основе вологодских впечатлений автора, а некоторые из вологодских знакомых стали прототипами его литературных героев. Вологодчине посвящены и многочисленные очерки Астафьева 1980-х гг., а также отдельные миниатюры из книги «Затеей». «У вологжан чувство землячества и потребность общения — в крови», — замечал писатель.

В последнее десятилетие своей жизни Астафьев опубликовал новые произведения о войне: роман «Прокляты и убиты» (1992—1994); повести «Так хочется жить» (1994 — 1995), «Обертон» (1996), «Веселый солдат» (1998), рассказ «Пролетный гусь» (2001) и др. В них были подняты непопулярные для традиционной «военной» прозы темы и проблемы.

На рубеже столетий Астафьев продолжал работать над циклом прозаических миниатюр «Затеей» (писались с 1961 г.). Одна из этих миниатюр, «Роковые часы "Победа"» (2000), посвящена поэту Сергею Орлову. В 1999 г. Виктор Астафьев приступил к работе над воспоминаниями о Н. Рубцове. Окончательный их вариант под названием «Затеей. Из тетради о Николае Рубцове» появился в февральском номере журнала «Новый мир» за 2000 г. Лучшая часть этих воспоминаний, где воссоздан облик лирического поэта, — глава «Урок»: «Учитесь, соотечественники, у поэта Рубцова не проклинать жизнь, а облагораживать ее уже за то, что она вам подарена свыше и живете вы на прекрасной русской земле, среди хорошо Богом задуманных людей».

В творчестве Астафьева проявились черты одновременно и «деревенской », и «военной» прозы. В центре внимания писателя — исследование противоречий русского национального характера, нравственная проблематика. Виктор Астафьев был необыкновенно наблюдательным литератором, сочинителем, выдумщиком, фантазером, озабоченным, однако, вечной думой о тайне нашего бытия; он был беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства. Ему принадлежат слова: «Музыка есть в каждой минуте жизни» («Хлебозоры»).

Он был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф. М. Достоевского, восхищался Н. В. Гоголем и И. А. Буниным, из современников особенно ценил Евгения Носова и Константина Воробьева, поэта Алексея Решетова, о критике Александре Макарове написал целую книгу. Он прошел детдомовскую жизненную школу, обусловившую его пронзительный, отчаянный лиризм. Этим объясняется, вероятно, и его постоянное обращение к фигуре Николая Рубцова, тоже сироте.

Астафьевские произведения неизменно автобиографичны. Критик В. Курбатов назвал его творчество «книгой одной жизни». Исповедальностью отмечена вся его проза и публицистика.

Основные черты астафьевского стиля — постоянное стремление к широким лирико-философским обобщениям, автобиографичность, склонность к натурализму, авторский максимализм, разоблачительный пафос, ирония. «Проза Астафьева — это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере...» (А. Макаров).

Издания произведений: Собрание сочинений: В 6 томах. — М., 1991 — 1994; Собрание сочинений: В 15 томах. — Красноярск, 1997-98. Астафьев Виктор Петрович 427
Литература о писателе: Виктор Петрович Астафьев: Жизнь и творчество: Библиографический указатель. — М., 1999; Кузнецов Ф. Истинная земля Виктора Астафьева: Перекличка эпох. — М., 1980; Макаров А. Во глубине России // Макаров А. Литературно-критические работы. — Т. 2. — М., 1982; Курбатов В. Миг и вечность. — Красноярск, 1983; Чекунова Т. А. Нравственный мир героев Астафьева. — М. 1983; Аанщиков А. Виктор Астафьев: Жизнь и творчество. — М., 1992; Герасименко А. П. Виктор Петрович Астафьев // Очерки истории русской литературы XX века. — М., 1995. В. Н. Бараков
<<< Назад В начало Далее >>>