Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Фокина Ольга Александровна (2. 09. 1937, д. Артемовская Верхне-Тоемского р-на Архангельской обл.)

Поэтесса, лауреат Государственной премии России (1976), Всероссийской литературной премии «Звезда полей» им. Николая Рубцова (2001) и др.

Отец и мать О. Фокиной — потомственные крестьяне. Во время войны будущая поэтесса лишилась отца. После окончания семилетки поступила в I Архангельское медучилище, которое закончила с отличием. Некоторое время работала фельдшером в родном районе, а в 1957 г. поступила в Литературный институт им. М. Горького, в поэтический семинар Николая Сидоренко (позднее в этом семинаре стал учиться Николай Рубцов). Там она познакомилась не только с Рубцовым, но и с В. Беловым, С. Викуловым, А. Романовым. В 1963 г. в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее книга «Сыр-бор», через три месяца — в июне 1963 г. — Фокина получила билет члена Союза писателей, а с осени этого же года стала жить и работать в Вологде.

Уже в предисловии к первому сборнику Фокиной выдающийся мастер слова Борис Шергин выделил изначальное свойство ее лирики — «любовь к матери земле». В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу, олицетворений, сказочных мотивов; нередко используются традиционные фольклорные сравнения, диалектизмы. Любимые жанры Фокиной — песня и частушка (на стихи поэтессы написано около сотни песен). Песенный строй ее многих стихотворений («Провожанье», «Есть у меня два полюса...», «Песни у людей разные...», «Мой хрустальный апрель!», «Ах, рыбаки, проспали зорю...», «С каждым человеком уходящим... » и др.) очевиден. В стихотворении «Тонькина рябина» Фокина сознательно подчеркивает эту связь: 

Что стоишь, качаясь, 
Тонькина рябина? 
У тебя — ни сада, 
У тебя — ни тына. 

Частушечный ритм («Первый снег», «Майское», «Пишут девочки в газету...») тоже характерен для О. Фокиной. Однако ее стихотворения, в отличие от частушек, ограниченных строго определенными формами поэтического параллелизма, более широки и свободны в самораскрытии лирического чувства, язык их индивидуализирован.

Вторым, после фольклорного, но не менее плодотворным направлением в творчестве Фокиной стало обращение к некрасовской традиции, прежде всего в изображении жизни русской крестьянки, ее тяжелой женской доли.

За исключением своего первого сборника, во многом ученического, Фокина в своих книгах середины I960—1970-х гг. («Реченька» — 1965, «Аленушка» —1967, «Стихи» — 1969, «Островок» — 1969, «Самый светлый день» — 1971, «Избранная лирика» — 1971, «Камешник» — 1973, «Маков день» — 1974) старательно следовала этим двум традициям.

Начиная со второй половины 1970-х гг. в творчестве О. Фокиной появились новые черты. В сборниках «От имени серпа» (1976), «Полудница» (1978), «Маков день» (1978), «Буду стеблем» (1979), «Речка Содонга» (1980) и других Фокина стремилась выйти из привычного круга своей поэзии, стихи стали приобретать мировоззренческую, философскую наполненность. Природную образность и песенную плавность речи дополнила рефлексия, в лирике Фокиной появился образ дороги как символа жизни и судьбы.

Поэмы Фокиной («Полудница», «Хозяйка», «Малина твоя») во второй половине 1970-х гг. стали приобретать эпические черты, от воспоминаний военного детства поэтесса шла к осмыслению истории. Изменился язык поэм, песенность отошла на второй план, в них стала преобладать разговорная речь.

В 1980-х гг. вышли новые сборники О. Фокиной: «Памятка» (1983) «Три огонька» (1983), «Колесница» (1983), «Избранное» (1985), «Матица» (1987). В стихи Фокиной влилась сильная публицистическая струя. Поэтесса призывала воскресить «сеятеля — сына Руси», протестовала против проекта поворота северных рек («У Двины хо тят отрезать голубой ее приток»), саркастически замечала, что мы «все пихаемся "во дворянство", Мало жаждущих во крестьянство...». Фокина не могла молчать, она «кричала от боли»: «Лелеяное веками, Какое огромное поле Теперь заросло сорняками!». Где же выход? Поэтесса давно сделал; для себя вывод: истина жизни — в труде («Имеющему голос спеть...»).

Вторая половина 1980-х—1990-е гг. оказались для поэтессы самыми сложными и в жизненном, и в творческом отношениях. Перестали выходить сборники. Пауза продлилась десять лет — с 1987 по 1997 г. (сборник «Попахни, черемушка»), в журнальных публикациях палитра чувств nopoй ограничивалась только двумя эмоциональными красками: возмущением и растерянностью.

В небольшом предисловии к сборнику «Разнобережье» (1998) О. Фокина отмечает: «Эти стихи, подавляющее большинство которых написано мною за последние десять "окаянных" лет, — попытка засвидетельствовать мгновение времени с верой в безоговорочно мудрое и утешительное: "Пройдет и это..."». 

Луг да поле. Роща да дубрава. 
Царь да Стенька. Церковь да кабак. 
Воля Волги. Крепость — твердь Урала. 
Умница — Иван-дурак! 
Радость — в песенной печали. 
Горечь — в пляске удалой... 
Как бы где тебя ни величали — 
Русь останется собой! 

В стихотворениях и поэмах Фокиной видны темы и мотивы, общш для так называемого «почвенного» направления русской поэзии: темы земли и судьбы России, мотив «умирания» деревни, периодическое возвраще ние в нее, мотив сиротства. Важное место в ее творчестве занимает обра: матери. Обращение к русскому фольклору, ориентация на народное миро воззрение, в основе своей крестьянское, — тоже признак «почвенничества» Как, впрочем, и общий полемический подтекст ее лирики, перешедший в 1980—1990-х гг. XX в. в открытую публицистичность.

Издания произведений: Избранное: В 2-х т. — Вологда, 2003; Избранное. Стихотворения и поэмы. — М., 1985; За той за Тоймой... Стихи и поэма. — М., 1987; Разнобережье. — Архангельск, 1998; С ладони на ладонь. Стихи. — Вологда, 2000. 
Литература о писателе: Ольга Александровна Фокина. Библиографический указатель. — Вологда, 1987; Бараков В. Чувство земли: «почвенное» направление в русской поэзии и его развитие в 60-е — 80 -е годы XX века. — М.; Вологда, 1997. — С. 60—67; Бараков В. «Скромный, но истинный талант...» (поэзия Ольги Фокиной) // Вологда: Краеведческий альманах. — Вып. 4. — Вологда, 2003. 
В. Н. Бараков
<<< Назад В начало Далее >>>