Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Колотилова Антонина Яковлевна (23. 03. 1890, д. Жилино (близ г. Великого Устюга) Вологодской губ. -6 07. 1962, г. Архангельск)

Народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора.

А. Я. Колотилова (в девичестве — Шерскова) родилась в деревне Жилино близ г. Великого Устюга (ее братья Валерий и Георгий Шерсковы называют местом рождения Великий Устюг ). В 1909 г. закончила Великоустюгскую женскую гимназию.

Вследствие материальных затруднений в семье (у родителей было 12 детей) она отправилась учительствовать в деревню Пелягинец Никольского уезда, расположенную в 18 км от уездного центра. Там с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама научилась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.

Рожденная и выросшая на Севере России, Антонина Яковлевна глубоко любила свой родной край, особенно — раздолье заливных лугов в пору цветения трав. Она метко стреляла из ружья, но никогда не убивала дичь, хорошо ездила верхом и, купив себе лошадь, с удовольствием ухаживала за ней. Тайком от школьного начальства верхом, в седле, навещала сестру Лидию, которая учительствовала в деревне Лубозино, в 12 км от Пелягинца. В легкой коляске ездила в Никольск и Великий Устюг.

В 1914 г. А. Я. Шерскова вышла замуж за нотариуса В. В. Колотилова и поселилась в Никольске. Работала учительницей в народной школе, продолжала собирать и записывать местные песни, сказы, частушки.

В 1919 г. супруги Колотиловы переехали в Великий Устюг. И здесь Антонина Яковлевна организовала самодеятельный женский ансамбль, в основном из домохозяек, выступала с ним на клубных сценах и позже — на открывшейся в Великом Устюге широковещательной радиостанции.

Много внимания она уделяла собственной вокальной подготовке, мечтала стать профессиональной певицей, выступая на сцене, часто исполняла классический репертуар. Не имея возможности учиться в консерватории, А. Я. Колотилова периодически выезжала в Москву, Ленинград, Вологду для занятий с педагогами-вокалистами. В результате она достигла высокого уровня мастерства. Устюжане любили свою певицу. С особым чувством исполняла она русские народные песни и романсы. Когда в родной город на отдых приезжали артисты оперных театров и ставились сцены из опер «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Русалка», «Кармен», А. Я. Колотиловой отводились в них главные партии.

Вместе с другими любителями пения — В. П. Козьминой, В. А. Вотчинским и солистом Московской частной оперы Зимина певцом Н. С. Никулиным — Антонина Яковлевна выступала в селениях, расположенных по берегам северных рек и Мариинской системы. Там, где не было пианино, А. Я. Колотилова аккомпанировала себе и товарищам по сцене на клавишной цитре.

В 1922 г. в Москве, на студии звукозаписи, она встретилась с Митрофаном Пятницким, слушала созданный им народный хор и уже тогда подумала о создании хора северных песен с постановкой в его программах бытовых и обрядовых сцен, включающих песни, пляски, причитания невест и веселые свадебные эпизоды.

С 1923 г. Колотилова работала штатной певицей на Великоустюгской широковещательной радиостанции, но своих занятий с хором не прекращала.

Созданный ею небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступил 8 марта 1926 г. в Доме работников просвещения, и этот день стал днем рождения Северного русского народного хора.

Вначале вокальный ансамбль насчитывал 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек — подлинные крестьянские сарафаны и блузы. Гармонистами первого поколения были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также — младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. На репетициях партии обычно разучивали с голоса руководителя. А. Я. Колотилова также показывала, как нужно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.

Хор тепло принимался слушателями. Он стал частым гостем на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал А. Я. Колотиловой работать серьезно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру ее исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем.

В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы — бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера — знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой.

Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. А. Я. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 г. в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» — музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем ее сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нем.

Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром ее хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.

В 1931 г. радиостанцию из Великого Устюга перевели в Архангельск, и А. Я. Колотилова, состоявшая в штате станции, переехала туда. С нею отправилось несколько великоустюгских певиц. Антонина Яковлевна без промедления организует хор уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объему репертуара.

В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал А. Я. Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.

Наряду с устюгскими певицами, первый состав хора в Архангельске пополнили исполнительницы из Холмогор, Шенкурска, Лешуконья и Каргополя. Семья Серебрянниковых из Пинежья принесла с собою свыше трехсот песен, старинных хороводов и древнейших скоморошьих прибауток.

К первым выступлениям по Архангельскому радио хор готовился особенно тщательно: от них во многом зависело будущее коллектива. В день премьеры участницы с волнением исполнили четыре старинные лирические песни. Успех превзошел все ожидания. Выступление самодеятельного хора стало откровением для современников. Во многих районах Архангельской области появляются аналогичные коллективы, и А. Я. Колотилова помогает им, прослушивая репертуар и консультируя руководителей.

В 1935 г., путешествуя по Поморью во время своего трудового отпуска, Антонина Яковлевна встретилась с М. С. Крюковой — известной сказительницей, добилась ее участия в первом Всесоюзном радиофестивале (1936), в дальнейшем — ее поездки с Северным хором в Москву, где по заданию редакции газеты «Правда» и при творческом содружестве с А. Я. Колотиловой М. С. Крюкова работала над первыми советскими сказами.

Пребывание М. С. Крюковой в хоре хорошо отозвалось и на творческой активности целого ряда певиц, особенно жительниц районов с богатыми традициями бытования песен-сказов. Делаются попытки создания таких песен внутри хора: «Как по морюшку», «По дорожечке», «Как белые Пинегу хотели забрать».

Кроме былин, в программы хора всегда входили веселые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов- скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере. 1936—1937 гг. отмечены участием коллектива во всесоюзных радиофестивалях. Выступления в эфире приносят Северному хору известность далеко за пределами Архангельской области.

В 1938 г. хор переходит в ведение Северной государственной филармонии. В 1939 г. принимает участие в Колхозном фестивале и смотре ансамблей песни и пляски, выезжает на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

С мая 1940 г. в хоре стали проводиться систематические учебные занятия, а 28 декабря 1940 г. в зале филармонии состоялось первое выступление Северного русского народного хора в статусе профессионального коллектива. В хор были приглашены хормейстер, балетмейстер и преподаватель вокала. Вместе с этими специалистами Антонина Яковлевна делала первые шаги на пути профессиональной концертной интерпретации северного фольклора.

Весной 1941 г. хор успешно выступил в Москве в концертном зале им. П. И. Чайковского. Вернувшись домой, начал гастроли по Архангельской области, в частности водным маршрутом по Северной Двине. На этом пути его и настигло известие о начале войны. Грозные годы стали временем больших испытаний и вместе с тем огромного творческого подъема для руководителя хора и всех его участников. Коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбежек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.

В Мурманске во время концерта в Доме офицеров, изрешеченном снарядами здании, рядом неожиданно разорвалась бомба. С шумом посыпалась штукатурка, на сцену полетели обломки. Но артисты не дрогнули, озорная песня «Как комар-то на мухе сватался» летела в зал.

Осенью 1943 г., когда артистов встречали матросы Северного флота, стояла штормовая погода. Концерты проходили прямо в открытом море, на боевых эсминцах. Чтобы перебраться катером на корабль, нужно было спуститься по легкому веревочному трапу, который сильно раскачивался на ветру. Женщинам это было трудно. Тогда нашли выход. Певицы по очереди прыгали вниз с борта корабля на одеяла, натянутые матросами катера. Концерты состоялись...

Много работали в госпиталях. Для тяжелораненых пели прямо у их кроватей, сольно, дуэтами, небольшими ансамблями. Особенно любили солдаты слушать задорные частушки и шуточные песни.

Антонина Яковлевна Колотилова всегда была вместе с певцами во всех концертных поездках.

На Всесоюзном смотре народных хоров (1944) архангельский коллектив получает первое место, награждается денежной премией, переводится в первую группу хоровых коллективов.

В годы войны в репертуар хора вошло много произведений «на злобу дня»: внутри коллектива было сочинено более 65 сказов, 15 песен и свыше 300 частушек!

Весной 1945 г. хор обслуживал объекты Северной железной дороги и побывал на гастролях в Вологодской, Кировской, Ярославской областях. Кроме того, Антонина Яковлевна считала необходимым ежегодные приезды весной по большой воде на собственном пароходе на свою малую родину. Концерты хора действительно становились общегородским праздником в Великом Устюге. «Люблю свой родной Север и ему пою песни», — говорила А. Я. Колотилова.

До 1960 г. она оставалась художественным руководителем коллектива. Композитор П. Ф. Кольцов и хормейстер В. А. Поликин по ее просьбе записали весь репертуар хора.

В пятидесятых годах началось включение в программы авторских произведений, но понадобилось время, чтобы эти сочинения органически связались с особенностями северной песни и ее характером. Удивительное по вдохновению вокально-хореографическое полотно с музыкой В. Лаптева «Вологодские кружева» долгое время украшало выступления хора.

Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелегким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском все новых сценических форм и исполнительских средств.

Вопросы о специфических особенностях, возможностях, средствах выразительности народного хора в то время только начинали осмысливаться специалистами. Поиски своего творческого пути приходилось основывать на личном опыте и собственной художественной интуиции. Успешная работа Колотиловой помогала в решении сложных проблем дальнейшего развития народного хорового искусства, хотя в практической деятельности ей иногда приходилось идти на компромисс: например, в поисках своего творческого лица хор временами попадал под влияние других аналогичных коллективов. Деятельность музыкальных исполнительских коллективов страдала в то время излишним пафосом и парадностью в творчестве.

А. Я. Колотилова застала и первые зарубежные триумфы своего детища. В 1959 г. хор выезжал на гастроли в Польшу и Болгарию, в 1961-м — в Чехословакию.

В сентябре—октябре 1961 г. Северный хор выступал на Фестивале балета, проводившемся в связи с советской выставкой в Париже. Обществом «Песни мира» была выпущена долгоиграющая пластинка с записью хора. Парижане называли архангельских певцов «чудесным артистическим ансамблем, одним из наиболее выдающихся среди тех, которые присылались Великой страной», — так сформулировал свою оценку выступлений хора президент общества «Песни мира» Жан Руар в письме к Антонине Яковлевне.

Жизнь А. Я. Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Творческую эстафету приняло новое поколение мастеров. В знак огромной благодарности они каждый год в день смерти Антонины Яковлевны приходят к ее могиле, чтобы возложить цветы и спеть ее любимые песни.

Коллектив хранит во всей неповторимой красоте песенное и танцевальное искусство Русского Севера. По-прежнему в хор стекаются лучшие народные певицы из разных северных областей. Немало плодотворных лет отдали этому замечательному коллективу вологжанки — заслуженные артистки России Ольга Сидорова (в замужестве Пудышева) и Полина Пугачева.

Литература Михайлов А. Государственный русский народный хор северной песни. — Архангельск, 1956. Синицын Т. Двадцатилетие Русского народного хора северной песни. — Архангельск, 1946.Жирно6а А. Северный русский народный хор. К пятидесятилетию со дня основания. — М., 1975. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Вологодская область. — М., 1979. — С. 126 — 128. 
Э. А. Кириллова
<<< Назад В начало Далее >>>