Знаменитые люди Вологды
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Белов Григорий Акинфович (18. 12. 1895, д. Вахонькино, Кадуйский р-н - 14. 09. 1965)Актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Родился в деревне Вахонькино Череповецкого уезда (ныне Кадуйский район Вологодской области) в семье учителя Акинфа Григорьевича Белова. Получив начальное образование в сельской школе, в 1907 г. поступил в Череповецкое реальное училище, которое закончил в 1915 г. В этом же году Белов уезжает в Петроград, где становится студентом экономического отделения политехнического института. Одновременно он поступает в драматическую студию при Александрийском театре, которой руководил известный актер этого театра Ю. Юрьев. Но вскоре студенту приходится стать солдатом: в 1916 г. Белова призывают в армию и отправляют рядовым на ЮгоЗападный фронт в артиллерийские войска. В первые дни Октябрьской революции Григорий Белов возвращается в Череповец, служит инспектором красноармейской самодеятельности в губернском военном комиссариате, совмещая это занятие с актерской профессией. С 1917 по 1922 г. работает в Череповецком губернском показательном театре. Дебютом Белова стала роль Нила в пьесе М. Горького «Мещане ». В репертуарный список молодого актера в эти годы входит целый ряд классических образов: Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Жадов и Незнамов («Доходное место» и «Без вины виноватые» А. Островского), Астров («Дядя Ваня» А. Чехова), Сатин («На дне» М. Горького), князь Мышкин (по роману Ф. Достоевского «Идиот»). С конца 1922 г. Григорий Белов работает во многих театральных коллективах страны. Сначала был театр Большой пролетарской мануфактуры в Твери (дo осени 1924), затем по году актер играет в театрах Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Днепропетровска, Николаева, по два года — в передвижном театре, обслуживающем промышленные центры Донбасса (1929—1931), и Казанском городском драматическом театре (1931 — 1933). Последующие семь лет играет на сцене Архангельского областного драматического театра (1933 - 1940). В 1936 г. Григорию Белову присваивается звание заслуженного артиста РСФСР. Довоенный творческий путь Белова заканчивается работой в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (ныне в этом здании размещается театр «Балтийский дом»). В период профессиональных странствий актер продолжает осваивать классический репертуар: в список ролей включаются знаменитые шекспировские образы Ромео («Ромео и Джульетта»), Гамлета («Гамлет»), Яге («Отелло»), расширяется перечень горьковских персонажей: Петр («Последние »), Влас («Дачники»), появляются запоминающиеся образы в пьесах советских авторов (матрос Швандя в драме К. Тренева «Любовь Яровая» Вершинин в пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69»). В начале войны Григорий Белов отправляется на Карельский фронт, где работает в Государственном театре КФССР, обслуживающем фронт и прифронтовую полосу. За это актер награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1945 г. Белов начинает творческую деятельность на сцене Ярославского драматического театра им. Ф. Волкова, старейшего театра страны Двадцать лет в труппе Ярославского театра — самый известный и плодотворный период в творчестве Григория Белова. Его театральные работы в это время сочетают точность социальных характеристик, глубину психологического анализа и выверенность жанрового рисунка. Актер исполняет ведущие роли в спектаклях классического репертуара (Крутицкий в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Борис Годунов в трагедии «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого) и все чаще — в пьесах советских авторов (Воропаев в инсценировке романа «Счастье» П. Павленко, Плакун в «Вечном источнике» Д. Зорина, Гвоздилин в «Третьей патетической » Н. Погодина, Батя в «Иркутской истории» А. Арбузова). По-прежнему Белов обращается к горьковским образам, которые можно считать профессиональным талисманом в его творческой судьбе (Сомов в пьесе «Сомов и другие», Протасов в «Детях солнца», Барон в драме «На дне»). Сыграв роль судебного следователя в спектакле «Живой труп» Л. Толстого, актер продемонстрировал блистательное мастерство исполнения эпизодической роли. В конце 1940-х гг. начинается кинематографическая деятельность Григория Белова. Классик советского кино А. Довженко приглашает актера на роль Мичурина в одноименном фильме. В 1949 г. за эту работу Белову присуждается Государственная премия СССР, в этом же году он получает звание народного артиста РСФСР, в 1950 г. награждается орденом Ленина. После роли ученого-экспериментатора Мичурина актер создает образы таких ярких исторических личностей, как композитор Римский-Корсаков («Римский-Корсаков», 1953), дипломат Чичерин («Москва—Генуя», 1964). Успехом у зрителей и признанием критики пользовалась роль врача Арсеньева в фильме «Сельский врач» (1952), где актер акцентировал интеллигентность старого доктора и его бережное отношение к людям. Эти качества были присущи и самому Григорию Акинфовичу, выросшему в семье сельского учителя. В определенной мере актер продолжил семейную традицию. На протяжении многих лет он вел активную педагогическую деятельность: в городах, где доводилось работать, преподавал в театральных студиях мастерство актера и сценическую речь, с 1945 по 1950 г. вел занятия по культуре слова и выразительному чтению в Ярославском педагогическом институте им. К. Ушинского. Высокий профессиональный статус обязывал советского актера вести большую общественную работу. Григорий Белов был членом президиума ВТО (Всероссийского театрального общества), членом комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, избирался депутатом Ярославского Совета депутатов, депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1956 г. Григорию Белову было присвоено звание народного артиста СССР. Литература Театральная энциклопедия. — Т. 1. — М., 1961. — С. 498 — 499. Кинословарь. - Т. 1. - М., 1966. - С. 163 - 164. Григорий Акинфович Белов // Вологодские зори. — М., 1987. - С. 470 - 471. Народный артист из Вахонькина // Кадуйские зори. — Кадуй. - 1995. - С. 132 - 135 . С. Патапенко | ||
<<< Назад | В начало | Далее >>> |