Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Сухаревская Лидия Павловна (Петровна) (30. 08. 1909, г. Грязовец - 10. 10. 1991, г. Москва)

Актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР.

Родилась в г. Грязовце Вологодской области (по другим сведениям — в Петергофе). Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине », — отмечает Сухаревская (Советская Россия. — 1980. — 21 декабря. - С. 4).

После смерти отца в 1924 году Лидия с матерью становятся жительницами Ленинграда. Еще будучи старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Желая помочь матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на строительстве больницы, затем поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На курсах был организован драмкружок, руководительница которого посоветовала девушке стать актрисой. С 1927 по 1930 г. Лидия Сухаревская учится в Первой государственной художественной студии в Ленинграде. После ее окончания она становится актрисой филиала Ленинградского передвижного колхозно-совхозного агиттеатра (Театра пропаганды). Молодым актерам этого коллектива приходилось не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.

Переломный момент в творческой судьбе актрисы наступает в 1933 г., когда ее принимают в труппу Ленинградского театра комедии (до 1935 г. он назывался «Ленинградский театр сатиры и комедии»). Именно здесь происходит формирование творческой индивидуальности актрисы, становление ее профессионального мастерства. Работая под руководством известного режиссера и художника Н. Акимова, Сухаревская приобрела вкус к остроте сценической формы, элегантности внешнего рисунка роли, интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились в таких работах «акимовского периода», как Юлия Джули («Тень» Е. Шварца), Бетти Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б. Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк» Л. Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу).

С Театром комедии актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым самолетом. В 1943 г. Сухаревская — заслуженная артистка Таджикской ССР. В 1944 г. Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская принимает решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск, нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой самостоятельности — эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняют столь радикальный поворот в судьбе актрисы.

В течение последующих 20 лет Сухаревская меняет несколько московских театров, создавая яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы (впоследствии Московский драматический театр им. Вл. Маяковского) актриса запомнилась в роли своей современницы Мальцевой («Директор» С. Алешина); в Театре-студии киноактера — в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской в одноименной пьесе бр. Тур и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме Г. Ибсена; в Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца». С 1963 по 1974 г. Сухаревская работает в Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей в равной степени были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В репертуаре этого периода по-прежнему преобладают роли зарубежных авторов (Мать в одноименном произведении К. Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы» Ф. Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в соавторстве с Е. Якушкиной). Но с таким же успехом Сухаревская играет роль Щелкановой в «Золотой карете» Л. Леонова, создает необычный сценический образ Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Е. Евтушенко. В 1967 г. она получает звание народной артистки РСФСР.

С 1974 г. Сухаревская вновь служит в Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной комедии» А. Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главная тема творчества актрисы — необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь неповторимость человеческой индивидуальности — прозвучала в «Старомодной комедии» с пронзительной одухотворенностью.

С 1939 года Лидия Сухаревская снималась в кино (первая роль в фильме «Василиса Прекрасная») и тоже зарекомендовала себя как актриса широкого творческого диапазона. В 1940-е годы она появилась на экране в фильмах «Танкер «Дербент», «Лермонтов», «Человек № 217», «Встреча на Эльбе», «Звезда». В 1951 г. Сухаревской присуждается Государственная премия СССР за роль великой княгини Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствует актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок», «Дожди». Следующее десятилетие в кино актриса открывает фильмом «Жизнь сначала», в котором она является автором сценария и исполнительницей главной роли. Всего Сухаревская снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. Абрамову (1974).

В 1990 г. Лидии Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.

По завещанию Сухаревской и Тенина в их московской квартире (Большая Никитская улица, 49, кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России.

Литература Владимирова 3. Лидия Сухаревская. — М., 1977. Вульф В. Я. Звезды трудной судьбы. — М., 1997. — С. 54 — 61. Актеры советского кино. — М., 1967. — Вып. 3. — С. 187 — 201. 
С. Патапенко
<<< Назад В начало Далее >>>