Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Левицкий Николай Алексеевич (27. 12. 1911, д. Никола-Пенье, Грязовецкий р-н 15. 08. 1982, г. Ленинград)

Кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР. Родился в деревне Никола-Пенье Грязовецкого района Вологодской области в многодетной семье церковного певчего и крестьянки. Алексей Васильевич Левицкий, отец будущего кинорежиссера, учился в Вологодской духовной семинарии, из которой был исключен за участие в студенческих волнениях. Переехав в деревню, Алексей Васильевич женился на местной крестьянке Анне Павловне Грачевой.

Первые театральные впечатления Николая Левицкого были связаны с деятельностью отца, образованного и начитанного человека, ставившего спектакли с участием сельских учителей и молодежи. Вскоре и сам Николай стал осуществлять постановки пьес на школьной сцене. С детских лет он также проявлял интерес к рисованию и литературе.

В 1930 г. Николай Левицкий поступил на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве, где учился в группе под руководством всемирно известного режиссера С. Эйзенштейна. На защите дипломной работы Левицкий представил проект постановки художественного фильма о Бетховене, в котором выступил одновременно как режиссер, сценарист и художник. Консультантом по сценарию у начинающего кинематографиста был известный литературовед и писатель В. Шкловский.

В 1936 г. Николай Левицкий получает специальность режиссера художественной кинематографии. Но к профессиональной деятельности приступает лишь после окончания срока военной службы, во время которой обучается в авиашколе.

Демобилизовавшись из армии, Левицкий работает ассистентом режиссера на киностудиях «Ленфильм» и «Белгоскино». Война застает его в Минске. С группой коллег по студии Николаю Алексеевичу удается добраться до Москвы, откуда его вновь направляют на «Ленфильм» ассистентом режиссера у М. Калатозова, автора будущего шедевра советской кинематографии «Летят журавли». В дни ленинградской блокады Николай Левицкий возглавляет рабочий отряд «Ленфильма», в задачу которого входила охрана студии от зажигательных бомб. В 1942 г. Левицкий добровольцем уходит на фронт, служит в войсковой разведке и заканчивает войну в звании майора.

В мирной жизни творческую деятельность режиссеру удается начать не сразу. Николаю Левицкому поручают ответственную работу чиновника за границей, назначив уполномоченным «Совэкспортфильма» в Индии, Голландии, затем предоставляют должность директора Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Начиная с 1956 года Левицкий работает режиссером на этой студии. С этого времени и начинается отсчет его творческой биографии.

С 1957 по 1982 г. режиссер снял 36 научно-популярных и документальных фильмов, ко многим из которых он написал сценарии. Один за другим в конце 1950-х — начале 1960-х гг. выходят фильмы Левицкого, посвященные искусствоведческой тематике: «Живопись Нидерландов, Фландрии и Голландии» (1958), «Искусство Италии» (1958), «Пергамский алтарь» (1958), «Сокровища мировой культуры» (1959), «Французская скульптура» (1960). Фильм «Русский камень» (1960), рассказывающий об уральских самоцветах и мастерстве русских резчиков по камню, имел большой успех на международном фестивале в Сан-Франциско и получил почетный диплом. 1960-е гг. в творчестве Левицкого отмечены интересом к историкореволюционной теме. Режиссер исследует причины вызревания революционных идей в России: «Александр Ульянов» (1963), «Кровавое воскресенье » (1964). Фильм «Оружие сатиры» (1966) о произведениях русского сатирического искусства 1905 — 1907 гг. выявляет критическую направленность общественного сознания по отношению к существовавшей власти. Николай Левицкий пристально всматривается в первые страницы истории революционной России, особое внимание уделяя роли Ленина в становлении советской государственности: «Выстрел Авроры» (1961), «Ленин в Смольном», «Вблизи России» (оба фильма — в 1963), «Во главе государства Советов » (1967), «Искусство — народу» (1969). Этот этап творчества режиссера был отмечен присуждением ему в 1968 г. Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (за фильмы «Александр Ульянов», «Вблизи России », «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов»). Фильмы Николая Левицкого на историко-революционную тему не выходили за рамки идеологических координат времени, но они выделялись в ряду официальной документалистики. Их отличали образность, метафоричность подачи исторического материала. Органичное сочетание художественного начала с достоверностью документальных и научных фактов — отличительная черта творческого почерка Николая Левицкого.

В 1970-х — начале 1980-х гг. режиссер обращается к теме Великой Отечественной войны и к созданию произведений о прославленных деятелях отечественной культуры и науки. В фильме «Крылом к крылу» (1973) режиссер рассказывает о дружбе и совместных военных действиях советских и французских летчиков из полка «Нормандия—Неман». Конструктору ракетно-космической техники М. Янгелю посвящается фильм «Человек большой цели» (1979). Но главное место в творчестве Николая Левицкого этого периода занимают киноповествования о русских писателях: Л. Толстом, Ф. Тютчеве, Е. Баратынском, Ф. Достоевском. Творческий путь Николая Алексеевича символично завершается работой над фильмом «Константин Батюшков» (1982), в котором много кадров отдано батюшковским местам Вологодчины — Хантонову и Даниловскому. Примечательно, что в начале режиссерской деятельности Николай Левицкий тоже обращался к творчеству земляка, художника В. Верещагина («Индийская поэма В. Верещагина », 1961).

В течение многих лет Николай Алексеевич Левицкий поддерживал связь со своими земляками. К 200-летию Грязовца режиссер подарил городу свои картины, на которых запечатлены пейзажи родных мест («Родное село Пенье», «Воспоминание на реке Нурме»), Любовь к природе нашла отражение и в писательских опытах Николая Левицкого. Во втором номере журнала «Аврора» за 1976 год опубликованы его рассказы.

Николай Алексеевич Левицкий — народный артист СССР (1982), награжден орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и многими медалями.

Труды Левицкий Н. А. Штрихи к портрету // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М., 1974. — С. 271 — 275. Левицкий Н. А. Рассказы // Аврора. — 1976. — № 2. — С. 69 - 71.
 Николай Левицкий: Рассказы о творческом пути. — Л., 1977. 
С. Патапенко
<<< Назад В начало Далее >>>