Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Кочнев Юрий Леонидович (26. 02. 1942, г. Симферополь; с 1949 г. семья жила в г. Вологде)

Народный артист России (1990), лауреат Государственной премии РФ (1995), профессор, входит в плеяду выдающихся дирижеров России, почетный гражданин г. Саратова.

Выдающийся оперно-симфонический дирижер Ю. Л. Кочнев родился в семье потомственных врачей в г. Симферополе. В роду Кочневых есть художники, режиссеры, музыканты, поэты и, конечно, врачи. Мать (урожденная Бенклиева) была дочерью армянского князя, который состоял в родстве с художником Айвазовским.

Музыкальные наклонности будущего режиссера проявились еще в дошкольном возрасте, способствовали их формированию мать, обладавшая феноменальной музыкальной памятью, и бабушка, которая пела сама и великолепно знала весь оперно-вокальный репертуар. С 9 лет мальчик стал заниматься музыкой у И. Г. Гинецинского — музыкальной легенды вологодской культуры. Скоро стало понятно, что ребенку требуются систематические занятия в специальной школе.

В 15 лет Юрий стал учеником прославленной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории. Он учился одновременно с будущими знаменитостями: композитором Валерием Гаврилиным, дирижером Юрием Темиркановым, скрипачом Владимиром Спиваковым. Вначале Юрий учился по специальности (скрипка) у И. Этигон, именно она и приняла решение перевести юношу в класс профессора Гинзбурга (альт). Правда, учитель ушел из жизни, когда Ю. Кочнев учился на втором курсе консерватории, но в судьбе музыканта он сыграл важную роль. Кроме занятий музыкой, студент интересовался поэзией и изобразительным искусством.

В 1968 г., за два года до окончания консерватории, Юрий вместе со своим другом С. Волковым под эгидой Союза композиторов Ленинграда создает театр камерной оперы. В это же время при поддержке Евгения Светланова он добивается приема на дирижерско-хоровой факультет консерватории.

Ю. Кочнев окончил Ленинградскую консерваторию по трем специальностям: альт (1968), аспирантуру кафедры истории и теории музыки (1970), симфоническое дирижирование (1971), он является кандидатом искусствоведения (диссертация «Об интерпретации музыки», 1971).

После окончания консерватории он поработал шесть месяцев во Владивостоке преподавателем эстетики (такова была воля консерваторского начальства), а затем один из четырнадцати участников прошел по конкурсу в стажеры Большого театра. После этого работал главным дирижером Татарского театра оперы и балета в Казани (1972—1975), а теперь трудится в Саратовском академическом театре оперы и балета (1975 — главный дирижер, 1991 — художественный руководитель), где осуществил более 40 постановок, в том числе «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского; «Иван Сусанин» М. Глинки; «Дон Жуан» В. Моцарта; «Лоэнгрин» и «Тангейзер » Р. Вагнера; «Вильгельм Телль» Д. Россини; «Крутнява» Э. Сухоня; «Аида», «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Волшебный стрелок» К. Вебера, «Возвышение и падение города Махагони» К. Вайля (впервые в России) и др. В 1977 г. после московских гастролей, где Кочнев дирижировал четырьмя операми, театру было присвоено звание «академический».

За мастерскую и вдохновенную интерпретацию оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в 1998 г. награжден специальным призом «Золотая маска» национального театрального фестиваля, дипломами фестиваля за спектакли «Евгений Онегин» П. Чайковского (2000) и «Риголетто » Дж. Верди (2001), а в 1999 и 2000 гг. сам был председателем жюри этого фестиваля в номинации «музыкальный театр».

С 1986 г. Юрий Леонидович — организатор ежегодного Собиновского музыкального фестиваля, в рамках этого фестиваля проводится также Конкурс конкурсов, жюри которого с 1990 г. возглавляет неутомимый маэстро. Закономерно, что Ю. Л. Кочнев с 1990 г. был председателем правления Саратовской организации Союза театральных деятелей. Российская академия искусств избрала его своим членом (1996).

Как оперный дирижер наш земляк выступал в Большом, Мариинском и других театрах страны. Он ставил оперу «Тоска» в Большом театре Белоруссии (1991), оперу «Фауст» — в Большом театре России (1992).

Ю. Л. Кочнев ведет активную концертную деятельность. Он дирижировал концертными программами ведущих симфонических оркестров Москвы, Санкт-Петербурга, оркестрами Софийской (Болгария) и Моравской (Чехия) филармоний. Дирижировал спектаклем в г. Скопле (Македония). Провел гастроли Саратовского театра в Южной Корее (1994), его театр участвовал в фестивале «Русские сезоны» в Мюнхене (1996).

Известные солисты И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Образцова, Гутман, Э. Вирсаладзе, М. Плетнев и др. с удовольствием выступают с дирижером Кочневым.

Работу в театре музыковед Кочнев совмещает с преподаванием в Саратовской консерватории (с 1985 — заведующий кафедрой оперной подготовки).

В последние годы Ю. Л. Кочнев принял еще одну тяжелую, но приятную ношу — руководство симфоническим оркестром «Русская филармония » (Москва). Маэстро на четверть обновил состав оркестра и предложил новую репертуарную политику. «Монографические концерты симфонической музыки», придуманные и осуществляемые им, вызвали восторг у ценителей искусства. Наряду с именами Чайковского, Берлиоза и Листа, его оркестр исполняет Брукнера, Глиэра и Мясковского. «Монографические концерты» — это не просветительский проект, это желание познакомит публику с программными произведениями классиков. Благодаря дирижерской палочке Кочнева «Русская филармония» из второго ряда столичных оркестров перемещается в первый.

А. Кочнев — в новом поиске. В сезоны 2003—2004 гг. он руководит симфоническим оркестром Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск), и говорят, это не последняя его инициатива... «Надо надеяться на Бога. Но в то же время не забывать и о том, что сам Господь много отпустил на волю человека. И выбор он предоставил человеку самому» — эти слова Юрия Кочнева и будут интерлюдией нашего очерка. 
Г. В. Судаков

«Очень многое приятно поражает меня в этом человеке. В первую очередь — это магнетизм его личности. Непрерывный труд подвижника, зачастую превышающий необходимые обязанности. Именно про таких говорят, что они сжигают свечу своей жизни с двух сторон». 
Анатолий Селянин, заслуженный деятель искусств России, профессор
<<< Назад В начало Далее >>>