Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Глубоковский Николай Никанорович (6. 12. 1863, с. Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ. - 18. 03. 1937, София, Болгария)

Богослов-библеист, историк церкви, член-корреспондент Академии наук.

Родился в с. Кичменгский Городок в семье священника, был седьмым и последним ребенком, брат Матвея Глубоковского. После смерти отца в 1866 г. воспитывался в селе Кобыльско-Ильинском у родственника о. В. М. Попова. Учился в Никольском духовном училище (1873 — 1878), Вологодской духовной семинарии (1878 — 1884) и Московской духовной академии (1884—1889), из которой в 1887 г. был отчислен на год за споры с начальством о правах студентов. По окончании курса состоял с 16 августа 1889 по 16 августа 1890 г. профессорским стипендиатом при кафедре общей церковной истории. 18 октября 1890 г. он был назначен преподавателем Священной истории Воронежской духовной семинарии, а 21 октября 1891 г. был приглашен в Петербургскую духовную академию и проработал в ней до ее закрытия в 1918 г.

5 июля 1890 г. получил степепь магистра богословия, защитив диссертацию «Блаженный Феодорит, Епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность» (Т. 1—2. М., 1890). В воспоминаниях свидетелей диспута остались яркие впечатления о том, как магистрант не затруднялся приводить на память обширные выдержки из сочинений Феодорита на греческом языке или указывать с точностью места из этих сочинений, подтверждающие его мысль. Диссертация Н. Н. Глубоковского была названа одной из самых выдающихся патриотических монографий. В ней автор обнаружил основательное знание предмета по первоисточникам, знание не только сочинений блаженного Феодорита, но и всего, что имело более или менее нал совета московской духовной академии. — 1897. — 1 декабря). Глубоковский был твердо убежден в том, что апостол Павел продолжил Дело Христово, что его благовестие « по существу своему — это благовестие Христово».

По инициативе Глубоковского был поднят вопрос о преподавании Священного Писания в духовных семинариях, и его записка об этом служила предметом специальных обсуждений. Участвовал Н. Н. Глубоковский также и в частных совещаниях об академическом образовании, и некоторые замечания его были изложены в особом реферате (Странник. — 1897. - № 8. - С. 519-540). В 1905—1911 гг. Глубоковский служил редактором 6 — 12 томов «Православной богословской энциклопедии». В 1905— 1906 гг. был членом комиссии при Синоде по выработке правил надзора за произведениями духовной литературы; представил записку «К вопросу о духовной цензуре». В 1906 — 1907 гг. был членом предсоборного присутствия при Синоде, на рассмотрение которого представил записки «Об основе духовно-учебной реформы и желательных типах духовно-богословских школ» и «К вопросу о постановке высшего богословского изучения в России», в которых предлагал учредить православные богословские факультеты в университетах, а также поднимал вопросы о преподавании Священного Писания в духовных семинариях, о преобразованиях в духовных школах, о взаимоотношении церкви и государства (указывал, что монарх или всякий иной правитель не обладает в церкви исключительными правами). В 1907 г. — член комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1909 г. участвовал в особом совещании при Синоде по выработке проекта Положения о поводах к разводу и опубликовал статьи «Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя» (СПб., 1895).

Участвовал в подготовке академического «Словаря русского языка», сотрудничал в «Русском биографическом словаре» (1896—1918). В 1909 г. стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Член Общества любителей духовного просвещения в Москве (с 1909 г.), Училищного совета при Синоде, Московского общества истории и древностей Российских, Исторического общества преподобного Нестора-летописца при Киевском университете, Тульской епархиальной палаты древностей, Братства преподобного Сергия в Московской духовной академии, Общества вспомоществования малоимущим студентам Петербургской духовной академии (с 1915 г.), Богоявленского при Киевской духовной академии братства для вспомоществования служащим и студентам академии (с 1915 г.), Комитета Русской православной церкви в Биарицце (Франция), Московского братства св. митрополита Петра, Церковно-исторического и археологического общества при Киевской духовной академии и других обществ.

Литературная деятельность Глубоковского началась в 1883 г., когда он учился в пятом классе Вологодской семинарии и публиковался в «Вологодских губернских ведомостях» и «Вологодских епархиальных ведомостях». За время учебы в Московской духовной академии опубликовал ряд научных богословских работ: «Теософическое общество и современная теософия» (Вера и разум. — 1888. — № 8). Живя в столице, сотрудничал с центральными газетами и журналами. В «Церковном вестнике» вел отдел под названием «Отголоски светской журналистики», а в 1893 — 1894 гг. был помощником редактора «Церковного вестника» и «Христианского чтения». Публиковал статьи в «Церковно-общественном вестнике», «Московских ведомостях», «Русском деле», «Науке и жизни», «Русском слове», «Новом времени», «Русском обозрении», в газете «Восход» и других периодических изданиях. В статьях, помещенных в них, Н. Н. Глубоковский отзывался на самые разнообразные вопросы и иногда способствовал их практическому решению. В интересах своего родного края он много писал об учреждении великоустюгского викариатства.

Автор многих богословских трудов, профессор Н. Н. Глубоковский приобрел себе известность в ученом мире как человек глубокого ума, учености и богатой эрудиции. Имя его было широко известно не только в России, но и в Западной Европе, где некоторые его работы были удостоены признания даже раньше, чем в России. Работы Глубоковского («Теософическое общество и современная теософия», «Свобода и необходимость» и др.) поставили его имя в один ряд с именами западноевропейских ученых.

Работоспособность и энергия Глубоковского поражали его современников. Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой сердечности и нравственной стойкости.

В 1921 г. Н. Н. Глубоковский выехал из России. С 1923 г. преподавал богословие в Софийском университете, в 1925 г. был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук. Умер в Болгарии в 1937 г. 

Труды: Преображение Господа. — М., 1888; Происхождение, сущность и значение монархианства. Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую. О значении надписания псалмов Lamnazzeach. Св. Киприан, митрополит всея России, как писатель //Чтения в обществе любителей духовного православия. - 1889. - № 1, 4, 9, 12; 1892. - № 2; О пурпуровом списке Евангелий, как «новейшем приобретении для текстуальной критики Н. 3». Современное состояние и дальнейшие задачи изучения греческой Библии в филологическом отношении // Христианское чтение. - 1893. - № 7-8, 9-10; 1895. — № 1—2, 3—4; 1897. — № 6 — 12 и др; Греческий рукописный Евангелистарий. — СПб., 1898; Греческий язык Библии. — СПб., 1902; Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. — СПб., 1902 и 2-е изд. — София, 1935; Ходатай Нового Завета. — Сергиев Посад, 1915; Христос и ангелы. — СПб., 1915; Дидаскалия и апостольские послания по их происхождению, взаимоотношению и значению. — Пг., 1916 и 2-е изд. — София, 1935; Искупление и искупитель. — Пг., 1917; Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе. — София, 1932. — Св. Лука, евангелист и дееписатель. — София, 1932; Благовестие Христовой славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова. — Джорданвиль, 1966. 

Литература: банков Н. П. Глубоковский Н.Н. // Богословская энциклопедия. - Т. 4. - СПб., 1903. - Стб. 441-448; Аевитский С. Магистерский диспут // Вологодские епархиальные ведомости. — 1891. — № 11. - С. 157—165; Попов Н. К. 24 июня 1914 г.: К юбилею питомца Вологодской семинарии, профессора Н. Н. Глубоковского // Вологодские епархиальные ведомости. — 1914. — № 8—9. — С. 219—221; Платонов А. А. Глубоковский Н. Н. // Отечественная история: Энциклопедия. - Т. 1: А-Д. - М., 1994. - С. 569-570; Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского // Журнал Московской патриархии. — 1966. — № 8. — С. 57—77.  
Демидова
<<< Назад В начало Далее >>>