Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Савваитов Павел Иванович (15. 02. 1815, Вологда - 12. 07. 1895, Санкт-Петербург)

Филолог, археограф, историк, член-корреспондент Академии наук по отделению русского языка и словесности.

Рассказ о жизни П. И. Савваитова — это история человека недюжинного характера и редкого трудолюбия, судьба ученого, стремящегося к науке во всем ее многообразии. История материальной и духовной культуры Руси, памятники древней письменности и устного народного творчества, история вологодских монастырей и язык зырян — все становилось предметом кропотливых исследований истинного подвижника науки.

Родился П. И. Савваитов в 1815 г. в Вологде в семье священника кафедрального собора Ивана Ивановича Савваитова, что, вероятно, и предопределило начало его творческой биографии. По окончании Вологодской духовной семинарии (1833) он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1837 г. одним из первых учеников со степенью магистра богословия.

Вернувшись в Вологду, молодой богослов становится профессором философии в духовной семинарии, а также преподает всеобщую гражданскую историю и еврейский язык. Исполняя в течение пяти лет обязанности наставника будущих священников, он начинает собирать народные песни и изучать древние памятники русской письменности.

Первая работа П. И. Савваитова «Вологодские песни» печаталась в двух номерах журнала «Москвитянин» за 1841 г. Вскоре там же публикуются две старинные грамоты по делу патриарха Никона, сведения об Усть-Сысольском уезде, «Дорожные заметки. От Вологды до Устюга». В «Дорожных заметках» содержатся богатые сведения по истории края, описание населенных мест, характеристика церквей и хранящихся в них памятников письменности, сведения о традиционных занятиях вологжан. К заметкам прилагались записи сказок на русском и зырянском (коми) языках.

Благотворное влияние на направленность его научных поисков оказало знакомство с И. П. Сахаровым — известным собирателем фольклора, автором «Сказаний русского народа ».

В 1842 г. П. И. Савваитов был приглашен преподавать в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, одновременно он вел русский язык и словесность в нескольких учебных заведениях столицы: Павловском кадетском корпусе и 1 Павловском военном училище, коммерческом училище и Школе гвардейских подпрапорщиков. На педагогическом поприще П. И. Савваитов трудился ровно четверть века, с 1842 по 1867 г., затем из семинарии он перешел в ученый комитет Министерства народного просвещения, где исполнял опять-таки почти четверть века должность правителя дел ученого комитета (1868 — 1895).

В Петербурге развернулся исследовательский талант вологжанина. В течение 1846 — 1853 гг. он получил несколько командировок в Вологодскую, Ярославскую, Костромскую и Владимирскую губернии с целью научного исследования книгохранилищ.

Вдохновленный миссионерским примером Стефана Пермского, он решает заняться просвещением народа коми. Длительное время ученый занимался изучением коми языка «не по одному наречию, а по всем четырем главным и некоторым местным говорам, и только вследствие сравнения говоров и наречий порешил, что всех важнее наречие сысольское» (Русская старина. — 1887. — № 10. — С. 5). По свидетельству самого исследователя, «живая речь народа была главным источником, из которого почерпались сведения о грамматическом устройстве зырянского языка» (Грамматика зырянского языка. Соч. П. Савваитова». — СПб., 1850. — С. VIII). Савваитову первому удалось разъяснить самобытный строй, состав и взаимоотоношение наречий зырянского языка, употребляемого в то время значительной частью населения Вологодской губернии. На основе сысольского наречия Савваитов создает грамматику зырянского языка, выполненную, по оценкам современных лингвистов, на хорошем научном уровне, хотя и не вполне учитывающую особенности живой народной речи, что вполне соответствовало грамматической традиции эпохи. Зато в приложении к книге были даны образцы народной словесности на языке коми: пословицы, сказки, свадебные песни. Во всяком случае, его грамматика была гораздо совершеннее устаревшей грамматики А. Флерова, появившейся в 1813 г. После грамматического сочинения был создан словарь зырянского языка. Такой научный труд (грамматика и словарь одного из малых народов России) появился в России практически впервые. Академия наук оценила выдающийся вклад П. И. Савваитова одной из своих высших наград — Демидовской премией. Следует добавить, что просветительская миссия ученого на этом не закончилась: он перевел на зырянский язык и издал «Наставление об оспопрививании», за что Вольное экономическое общество наградило его золотой медалью. Кроме того, им была изучена и издана первая зырянская азбука (созданная в 1510 г. великоустюгским уроженцем Стефаном Храпом, получившим имя Пермского), а также несколько древнейших памятников зырянской письменности.

Продолжались и археографические исследования пытливого историка, которые были отмечены включением его в 1858 г. в состав Археографической комиссии при Министерстве народного просвещения. О количестве лично Савваитовым открытых и найденных древних текстов дает представление факт передачи им в 1859 г. в Археографическую комиссию 1315 актов XVI—XVIII вв. разнообразного содержания, связанных главным образом с историей Вологодского края.

Многочисленные работы исследователя посвящены истории христианства на территории Вологодской губернии, изучению русской иконописи, памятников письменности и предметов материальной культуры прошлых веков. Наиболее ценный труд П. И. Савваитова — «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора» (1 издание — СПб., 1865; 2 издание — СПб., 1896). Здесь были использованы рукописи и коллекции Оружейной палаты Московского Кремля, книга содержала, кроме текста, 12 больших таблиц с рисунками. За этот значительный труд решением Академии наук автор был удостоен Уваровской премии.

Савваитов выполнил первые подробные описания нескольких монастырей и пустынь Вологодчины: Спасо-Прилуцкого, Спасокаменского Духова, Архангельского (Великий Устюг), Спасо-Суморина монастырей, Семигородней Успенской пустыни. Известны его богословский труд «Библейская герменевтика» (СПб., 1859) и изданный им «Новый Завет, на греческом и славянском языках» (СПб., 1861 — 1866).

Исследовательские работы П. И. Савваитова опубликованы в основных научных изданиях XIX века: «Известиях императорского Русского географического общества», «Известиях императорского Археологического общества», «Записках отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества», «Журнале Министерства народного просвещения », «Русской старине», «Русском архиве» и др. Всего им было опубликовано 66 научных трудов, в том числе 24 книги.

Савваитову пришлось подготовить целый ряд изданий памятников древнерусской письменности, что требовало больших познаний в различных областях материальной и духовной культуры. Он образцово подготовил к публикации «Великие Минеи Четьи», наблюдал за изданием им открытых новгородских писцовых книг и воспроизведением светопечатью Новгородской летописи. Как один из авторитетных членов, он заведовал изданием двух выпусков «Летописи занятий Археографической комиссии», где поместил несколько открытых им исторических и литературных памятников, в том числе «Хожение новгородского архиепископа Антония в Царьград» XIII в. В свое время рукопись этого текста ему подарил И. П. Сахаров.

В 1873 г. П. И. Савваитов был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности. С февраля 1884 г. он — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме того, он ревностно исполнял обязанности члена ряда научных обществ: географического, археологического, вольно-экономического, истории и древностей российских, любителей российской словесности, любителей древней письменности, любителей духовного просвещения, северных антиквариев (в Копенгагене) и др. С 1864 г. состоял в чине действительного статского советника, был награжден пятью орденами, знаками отличия за беспорочную службу.

Современники характеризовали Павла Ивановича как человека добродушного, приветливого, с ровным характером, постоянно готового прийти на помощь нуждающемуся. 12 июля 1895 г. П. И. Савваитов скончался в Санкт-Петербурге и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. 

Труды: Грамматика зырянского языка. Соч. Павла Савваитова. — СПб., 1850; Зырянско-русский и русско-зырянский словарь, составленный Павлом Савваитовым. — СПб., 1850; О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке, изобретенной св. Стефаном. — М., 1873; Материалы для археологического словаря // Древности. Труды Московского археологического общества. — Т. 3. — Вып. 3. — 1873. — С. 1 — 150; Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор. - СПб., 1886. 
Литература: Срезневский И. И. Труды П. И. Савваитова. — СПб., 1873; Журнал Министерства народного просвещения. — Ч. 301. — 1895. — С. 26—31; Известия Императорской Академии наук. - 1896. - Т. 4. - № 3. - С. 247-264; Имена вологжан в науке и технике. — Архангельск, 1968; Коновалов Ф. Я. и др. Вологда: XII — начало XX века. — Архангельск, 1993. 
Г. В. Судаков

 

  «Ничто так хорошо не знакомит нас с духом народа, с его понятиями, поверьями, домашним и нравственным бытом, как народные пословицы, поговорки, притчи, песни, сказки и так называемые былины разных времен, особенно же былины старого времени».

 

  П. И. Савваитов. Вологодские песни // Москвитянин. — 1841. Ч. 2. - № 3. - С. 270. 

  «Работник был устюжанин и мастак на рассказы, как и все устюжане, которых удавалось мне слышать. Недаром называют их красноязыкими ». 
  П. И. Савваитов. Дорожные заметки. От Вологды до Устюга // Москвитянин. - 1842. - Ч. VI. -№ 12. - С. 313.) 

  «Как ученый-труженик он приготовлен к труду очень разнообразными знаниями и, между прочим, знанием языков, а вместе с тем и готовностью трудиться — с увлеченьем, без устали, денно и нощно». 
  И. И. Срезневский 
 
   «Один из важнейших трудов ваших по обилию содержащихся в нем сведений и по тщательности и разнообразию объяснений: «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора» — составляет драгоценный вклад в науку русской археологии и служит начальною справочною книгою для всех, кто занимается нашею бытовою стариною московского периода».
   Из адреса Археографической комиссии П. И. Савваитову // Русская старина. - 1887. -№ 10. - С. 4.
<<< Назад В начало Далее >>>