Насон - История города Вологды - Баяны, волхвы, чародеи

Баяны, волхвы, чародеи

Даже в наш просвещенный науками век религий много. Есть вероучения с сотнями миллионов верующих. Таких десятки. Есть племенные религии, чьим богам поклоняются только тысячи и даже сотни людей. Но в каждой из них есть рядовые поклонники - паства и знатоки религиозных легенд и обычаев - служители культа, священнослужители. Были они и у древних русичей, но звались по-иному, причем по-разному в зависимости от того, о чем говорили и что делали. 

Правдивые исторические повести и рассказы на бытовые темы в старину назывались баснями (от глагола "баять" - говорить). Повествования о богах, полные фантастических, сказочных эпизодов, мифы звались кощунами. Рассказчики басен числились баянами (боннами), рассказчики кощун-кощунниками. 

Баяны в зависимости от своих талантов могли не просто баять, рассказывать, но и петь текст своего рассказа, как позднее пели былины наши северные сказители. Образ такого певца-импровизатора классически нарисован и "Слове о полку Игореве". Тот Бонн обладал смелой поэтической мыслью, которая в процессе его рассказа-пения "растекалась по древу", "волком рыскала по земле", "летала соколом по поднебесью". В наш век таких Боянов уже нет, есть лишь музыкальные инструменты, носящие такое старинное название. И жанр современной басни мало чем похож на древнее вполне реалистическое повествование. 

С принятием на Руси в 10-м веке христианства рассказы о древних русских языческих богах - кощуны были категорически запрещены. Кощунников беспощадно преследовали, и глагол "кощунствовать" получил новое, отрицательное значение - богохульствовать. 

Любая религия знает не только рассказы о богах, но и множество обрядов. Знатоки легенд и обрядов древними русичами звались знахарями, знахарками (от глагола "знать") или ведунами, ведуньями, ведьмами (от глагола "ведать"). Ничего отрицательного в эти слова не вкладывалось. Ведуны, знахари были, по правде сказать, людьми умными, которые много знали и умели. Они были организаторами языческих праздников - дней Перуна, Ярилы, Купалы, Макоши и других. Были древние астрономы-звездочеты, что умели читать надписи на ритуальных сосудах, выполненные "чертами и резами", то есть были хорошими грамотеями своего времени. 

В праздничные дни разводили костры. Выступая перед соплеменниками, били в самодельные бубны-кудесы, за что звались кудесниками. Выполняли сложные танцы с необычными телодвижениями, кобенились, и поэтому звались кобниками. Вели соплеменников к камням-алатырям и приносили там жертвы своим богам, то есть выполняли роль жрецов. Слово "жертва" в древнее время обозначало, прежде всего, похвалу, адресованную тому или иному богу, духу, а также то, что можно было съесть, "сожрать". Жрецы, как правило, имели помощников, которые резали кур, баранов, быков или топили в реке лошадь, что племя, деревня приносили в жертву. Эти помощники знались потворниками. 

Веря в магическую силу воды, древние знахари колдовали над чарами, наполненными ею, они были колдунами, чародеями. Над чарами часто говорили негромко, что-то таинственно шептали. В таких случаях их звали паузниками, шептунами. Своими таинственными действиями, убедительными словами, необычными телодвижениями завораживали толпу, становясь обавниками (то есть обаятельными, неотразимыми, своего рода гипнотизерами). 

Но чаще всего их звали волхвами. Волхвы считались владыками туч и могли в засуху нагнать их на небо и полить поля дождем. Могли, если нужно было, разогнать тучи, чтобы Солнце как следует прогрело землю. Их считали облакогонителями. Они были также оракулами, предвещавшими будущее. Про них шла молва как о людях, способных вызвать затмение Солнца или Луны. 

Образ древнего кудесника создал А. С. Пушкин в "Песне о вещем Олеге":
     
      С дружиной своей,
      в цареградской броне,
      Князь по полю едет на верном коне.
      Из темного леса навстречу ему
      Идет вдохновенный кудесник,
      Покорный Перуну старик одному,
      Заветов грядущего вестник,
      В мольбах и гаданьях
      проведший весь век.
      И к мудрому старцу подъехал Олег.
     
      Олег попросил кудесника сказать, не боясь его, долго ли ему, Олегу, осталось жить, и тот ответил:
     
      Волхвы не боятся могучих владык,
      А княжеский дар им не нужен;
      Правдив и свободен их вещий язык
      И с волей небесною дружен.
      Грядущие годы таятся во мгле,
      Но вижу я жребий на светлом челе... 
      

Прошли столетия. Большинство слов, обозначавших служителей древнего русского языческого культа, забыто или сменило свое значение. Так, слова "знахарь", "знахарка" теперь обозначают стариков или старушек, которые могут помочь больному человеку, даря или рекомендуя ему целебные травы. Слово "ведьма" вместо значения "много ведающая (знающая)" имеет теперь совсем отрицательный смысл: это "женщина, связавшая свою судьбу с нечистой силой". Слово "чарует" не имеет никакой связи с чарой, наполненной водой. 

Многое за столетия меняется, но знать, что и как было в древности, все-таки полезно.