Из истории русского календаря
Любой календарь предполагает деление года на крупные отрезки времени, создаваемые движением солнца, - весну, лето, осень, зиму и более мелкие -месяцы, недели, дни. У древних русичей календари могли появиться одновременно с возникновением культа Солнца. Культ этот появился еще в эпоху матриархата. Тогда сложилась легенда о четырех солнечных сестрах, родившихся от великой матери вселенной богини Ма в разное время суток. Первой утром родилась богиня Усень, ставшая утренней зарей; днем появилась Коляда - круглое яркое дневное светило Солнце; вечером - вечерняя заря Вечорка, ночью - вечно хмурая Морена, богиня мрака, ночи и смерти. Все они жили во дворце, воздвигнутом на безымянном морском острове, хозяйкой которого почему-то стала последняя из сестер.
Мрачная богиня Морена завидовала Коляде и каждый год осенью прятала ее в темное подземелье своего дворца, стремясь погубить там. Но старшая сестра Усень спасала Коляду в дни, когда Морена передавала Землю от Осени Зиме. Мы теперь называем эти дни зимним солноворотом (20-е числа декабря). Коляда выходила из темницы помолодевшей. Усень наряжала ее в светлые одежды, садила в разукрашенные сани, запряженные тройкой алых лошадей, и отправляла в теплые страны до полной победы Дня над Ночью, Весны над Зимой. Обозленная Морена заставляла Зиму усиливать стужу. Русичи выразили это в пословице: "Солнце - на лето, зима - на мороз".
В эпоху патриархата Солнце стало светилом мужского рода - богом Коло. Возникли новые мифы, но народная память тысячи лет хранила имена Коляды и Усени. С этим боролись пришедшая на Русь православная церковь и русские цари. Так, царь Алексей Михайлович Романов в 1648 году издал указ, в котором говорилось: "В Москве... в навечерие Рождества Христова кликали многие люди "каледу" и "усень"... Мы указали... заказ крепкой, чтобы ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех... "каледь", "плуг" и "усеней" не кликали и песен бесовских не пели".
В наше время миф о Коляде и Усени забыт. Слово Усень в разных местах России стали произносить искаженно: Авсень, Овсень, Баусень, Таусень - и этими словами обозначать лишь начало нового года, петь "колядки" и "обсевать" жилища с целью получения хорошего урожая.
Новым годом с древнейших времен многие народы (древние евреи, египтяне, греки, римляне) считали 1 марта. У русичей он держался на этой дате до 14-го века и. э. В 134 2 году при митрополите Феогносте православный русский собор решил начинать как церковный, так и гражданский Новый годе 1 сентября. В древности этот день отмечали как день Белбога, и он в 14-м веке получил прозвище Летопроводец (слово "лето" обозначало тогда не только теплое время года, но и весь год).
Древние керамические календари русичей отмечали обычно лишь большие "солнечные" праздники:
с 25 декабря до 6 января старого стиля - вызволение Коляды из темницы Ночи и древние "медвежьи пляски" (медведица-рожаница в эти дни рожала медвежонка и поворачивалась с одного боку на другой, поэтому и солнце поворачивало на лето);
с 25 марта до 23 апреля старого стиля - встречу Весны, чествование плуга, бога Ярилы и богинь Лады и Лели;
с 23 июня до 7 июля - проводы весны и бога Ярилы, чествование богини Макоши (Купалы), встречу Лета;
20 июля ст.ст. - день Перуна, подготовку к жатве и севу озимых, моление о прекращении дождей;
с 1 по 16 августа ст.ст. - дни Макоши, принесшей урожай (позднее, в христианскую эпоху - три Спаса: 1 августа - медовый Спас (зажинки), 6 августа - яблочный (осенины), 16 августа - ореховый (дожинки: "Волосу на бороду").
Кроме этого, древние русичи праздновали более десятка дней "малых" богов.
Месяцы в древности имели свои русские названия: весенние - березозол (март), цветень (апрель), травень (май); летние - червень (июнь), сенозорник (июль), серпень (август); осенние - вересень (сентябрь), листопад (октябрь), грудень (ноябрь); зимние - студень (декабрь), просинец (январь), снежень (февраль). С внедрением христианства на Руси к нам пришли древнеримские названия месяцев (они даны в скобках).
Каждый месяц делился на четыре седмицы по семь дней каждая: первый день имел название - понедельник, второй - вторник, третий - среда, затем четверг, пятница, суббота (это слово пришло к нам из древнееврейского языка), седьмой день - неделя (современное воскресенье, день отдыха, когда можно было ничего не делать). Летние четверги считались днями громовержца Перуна, в эти дни ждали гроз. Двенадцать пятниц в году посвящались великой матери природы Макоши. Главными из них считались 9-я и 10-я пятницы (первая половина октября ст.ст.). Их праздновали десять дней без перерыва. Они посвящались окончанию тяжелой женской работы с трестой льна и конопли и началу веселых молодежных посиделок, на которых девушки пряли, пели, водили с парнями "городки" (хороводы), а семейные женщины садились дома за ручные ткацкие станки-кросна.
Древний языческий календарь отмечал также дни молений о дожде. На известном ромашковском глиняном календаре приднепровских славян-антов (IV век н.э.) отмечены четыре моления о дождях (май-июнь) и одно об их прекращении.
В древности было много прогнозов о погоде. В календарях их не отмечали, но волхвы следили за погодой двенадцать дней подряд во второй половине декабря: погода 13 декабря ст.ст., по их мнению, должна была соответствовать будущему январю, 14 декабря - февралю, 15 - марту и т.д.
В 1699 году Петр Первый издал указ, которым приказал считать началом 1700-го года 1 января. В этом указе он писал: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, в санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то и других дней хватает".
Многие языческие обычаи и приметы бытуют и теперь в русских селах, но рассказать обо всех не хватит места в нашей газете.