Насон - История города Вологды - Из истории церковного пения в Вологодской губернии в XIX веке

Из истории церковного пения в Вологодской губернии в XIX веке

Культура церковного пения на Вологодской земле имеет глубочайшие корни и тесно связана прежде всего с жизнью монастырей на территории епархии. Но это особый пласт музыкальной духовной культуры и совершенно иной пласт церковной истории. Предметом моего сообщения является история церковного пения в нашей епархии на протяжении XIX века. Каким было пение в храмах, мы можем судить по немногочисленным свидетельствам современников, сохранившимся нотным материалам, по архивным документам, содержащим информацию по интересующему нас вопросу.

В провинции зачастую проявляются те же тенденции, которые прослеживаются в столичной жизни, но как бы в некотором временном запаздывании, хотя многие явления имеют отпечаток местных традиций и влияние конкретных людей, проживавших здесь.

Первое, что отмечается в культуре церковного пения в XIX веке, - разительное отличие традиций богослужебного пения в сельских и городских приходах епархии. (Я оставляю в стороне вопрос об особенностях богослужения в старообрядческих общинах, которых было достаточно много на территории Вологодской епархии, где сохранялась традиция знаменного пения по старопечатным богослужебным певческим книгам, содержащим крюковую нотацию.) Почти во всех храмах Вологодской епархии, как и всюду в России в XIX веке, пение и чтение во время рядового, не праздничного богослужения осуществлялись штатным дьячком-причетником, позднее - псаломщиком. Не многие храмы могли позволить себе пригласить наемных певчих или "ученого" регента. Составы всех хоров в Вологодской губернии в XIX веке были исключительно мужскими, в основном однородными или с участием мальчиков-дискантов. Количество певчих колебалось от 5 до 50, иногда 70 человек.

Заметную роль на протяжении всего XIX века играл архиерейский хор. В свой хор правящие архиереи отбирали исключительно голосистых дьяконов или выделившихся семинаристов. Современников поражала не только мощь хора, но и слаженность звучания, мастерство хористов. Архиерейский хор участвовал не только в богослужениях, которые совершал Владыка в кафедральном соборе, но и во многих праздничных молебнах по случаю тех или иных торжественных дат. О высочайшем профессиональном уровне хора говорит далеко не полный репертуарный список произведений, исполнявшихся в период с 1840 по 1890 год , составленный мною на основании отзывов современников. В него входит почти половина всех духовных концертов, написанных Д. Бортнянским. В разное время исполнялись такие, как: "Да воскреснет Бог", "Радуйтеся Богу, помощнику нашему", "Услыши, Господи, глас мой", "Песнь нову воспою тебе", "Вознесу Тя, Боже мой" и другие. Совместно с семинарским хором исполнялся двухорный концерт "Кто Бог велий яко Бог наш". Исполнение духовных концертов было непременным условием участия хора во всякого рода торжественных заседаниях. Известен факт организации концертных выступлений хора по воскресным дням вне богослужений в Спасо-Всеградском соборе.

Во второй половине века начинает складываться семинарский хор. В 80-е годы он уже не уступает архиерейскому. Состав его колеблется от 50 до 80 певчих. В его репертуаре концерты Д. Бортнянского: "Пойте Богу нашему, пойте", "Радуйтеся Богу, помощнику нашему", "Восхвалю имя Бога моего", Львовского "Блажен яже избрал и приял еси Господи", хоры "Славься, славься, наш русский царь", "Колена, россы, преклоните", "Коль славен наш Господь в Сионе", стихиры в переложении Григорьева "Ангельские предите силы", гимны Войденова, Малашкина и т.д. Совместно с архиерейскими певчими в 1887 году в день торжественного освящения здания общежития воспитанников на Божественной литургии вместо причастного стиха исполнялись духовные концерты Д. Бортнянского "Вознесу Тя, Боже мой" и "Милости Твоя, Господи, навеки воспою". Во время окропления здания сопровождающий Владыку хор певчих пел стихиры.

Расцвет певческого мастерства семинарского хора безусловно связан с деятельностью преподавателей пения в семинарии - настоятеля Георгиевской Вологодской церкви о. Димитрия Неклюдова (преподавал с 1869 по 1878г.) и сменившего его Александра Шамахова, регента архиерейского хора, в то время студента семинарии. О. Димитрий начинал создавать хор практически с нуля, поскольку до введения нового устава Духовных семинарий в 60-х годах учащиеся не имели даже уроков пения. Новая программа предусматривала 2 урока пения в неделю в младших классах и по одному - в старших. В 70-е годы уже вводится обучение на скрипке. На экзамене по церковному пению в 1877 году воспитанники по одному пели одни и те же песнопения (тропари, стихиры) на славянском и греческом языках, а затем хором исполнили "Слава и Единородный" Бортнянского, Херувимскую (переложение Турчанинова с напева "Да молчит всякая плоть"), "Верую" М.Березовского. "Милость мира" Лаврская была исполнена на греческом языке. Несмотря на то, что предмет "церковное пение" включался в программу как обязательный, долгое время к нему сохранялось особое отношение. Неудовлетворительный балл по этому предмету не препятствовал переходу воспитанников в следующий класс. Повсеместно наблюдаемый упадок церковного пения на приходах, жалобы на неопытность священников и псаломщиков, не умеющих грамотно и вразумительно читать и петь во время богослужения, заставило Правительственный Синод принять меры по улучшению обучения воспитанников духовных семинарий и училищ. В духовных училищах количество уроков по церковному пению увеличилось в младших классах до 3-4 в неделю. В Указе от 15.07.1887 г. читаем: "Тех из учеников, которые будут замечены в лености и в небрежном отношении к занятиям по означенным предметам (имеется в виду церковное пение и чтение. - Т. У.), подвергать дисциплинарным взысканиям. В случае же безуспешности меры взыскания, малоуспешность учеников принимать во внимание при составлении разрядных списков, давая высшее место тем из воспитанников, которые при совершенно равном с другими учениками количестве баллов имеют преимущество по успехам в церковном пении и чтении. Упорно же ленивых и небрежных в изучении столь необходимых в церковном служении предметов не переводить в высшие классы вплоть до исправления". Училищным советам настойчиво рекомендовалось обращать внимание на преподавание пения в церковноприходских школах.

Заметно оживился интерес к устроению благолепного пения в храмах с назначением на Вологодскую кафедру епископа Израиля Никулицкого в 1883 году. Понимая, что церковное пение - это важнейшая составная часть богослужения, от которой во многом зависит в конечном итоге духовно-нравственное состояние паствы, преосвященнейший Владыка Израиль старался всеми возможными средствами поддержать и укрепить начавшиеся преобразования в этой области.

В 1885 году в Вологде создается православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Председателем Совета Братства являлся преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Тотемский. К 1890 году Братство насчитывает 146 членов. Одной из задач, поставленных Братством, являлось улучшение церковного пения в епархии. Для ее решения предлагались различные меры, в том числе вовлечение прихожан в совместное пение сначала на вне-богослужебных собеседованиях, а затем в случае успеха и желания прихожан введение общенародного пения и во время богослужения. На это особенно обращал внимание сам епископ Израиль. При объезде епархии, "...ревнуя о возвышении нравственности и утверждении чистых и здравых понятий и обычаев в духе православной христианской веры и церковного просвещения", Владыка приглашал всех присутствовавших в церкви, по образу первых времен христианства, принимать участие в пении самых общеупотребительных песнопений. Это требование вначале казалось необычным и странным для населения нашего края, однако спустя некоторое время, при настойчивости Владыки, уже во многих приходах охотно исполнялось крестьянами. Таким образом, начал складываться обычай петь "неизменяемые" песнопения во время богослужения всем храмом. В 1892 году таких церквей насчитывалось около 50. Обучение такому пению происходило в основном на внебогослужебных собеседованиях. Однако иногда использовалась и другая практика обучения. Например, в Ландужском приходе Тотемского уезда за литургией клиросные певцы (в большинстве - ученики церковноприходских школ) расставлялись по всей церкви у солеи в ряд и пели вместе с молящимися.

К концу XIX века во многих приходах стараниями учителей местных церковноприходских школ и опытных в пении членов клироса создаются постоянные правильно организованные церковные хоры из способных к пению прихожан, как взрослых, так и детей. В 1895 году таких церквей насчитывается до 150. Все чаще учащиеся церковноприходских школ привлекаются к пению на клиросе. Особенно успешно это идет там, где руководителем детского пения является дьякон или псаломщик, певший в годы обучения в семинарском или училищном хоре. Так, в некоторых приходах Тотемского уезда учащиеся пели во время богослужения на два клироса: на левом - девочки с учительницей, на правом с псаломщиком - мальчики. Иногда литургию пели все учащиеся, стоя на середине церкви. В 90-х годах не редкость были хоры мальчиков из 20-25 человек, умеющих петь на два, а иногда и на три голоса.

Обучение пению практически везде велось (как тогда говорили) "понаслышке". В немногих приходах знакомились с азами нотной грамоты. Но основные молитвы и многие "неизменяемые" песнопения, такие как "Свете тихий", "Ныне отпущаеши", "Богородице Дево, радуйся", "Хвалите имя Господне" и другие, разучивались во всех школах.

Таким образом, можно видеть, что главной целью обучения детей и прихожан являлось их практическое приобщение к церковной богослужебной культуре через пение в церковном хоре. Певческое мастерство в православной традиции рассматривалось не как самодовлеющее искусство, а как форма богословия и способ воцерковления личности.

Т. А. Успенская