Насон - История города Вологды - Концертная жизнь Вологды в середине XIX века

Концертная жизнь Вологды в середине XIX века

       

В силу сложившейся традиции средоточием музыкальной жизни России долгое время были Петербург и Москва. Лишь в середине XIX века намечается рост культурной жизни провинциальных городов: появляются городские театры, активизируется концертная жизнь, иной качественный уровень приобретает домашнее музицирование.

Одним из важнейших показателей роста музыкальной культуры Вологды, начиная с 40-х годов прошлого столетия, является активизация концертной жизни. Здесь в полной мере представлены все три сложившиеся еще в начале века в российских столицах линии исполнительской практики: публичные концерты, концерты любителей и концерты в учебных заведениях.

Приезжавших на гастроли столичных музыкантов Вологда принимала не менее восторженно, чем Петербург - прославленных иностранных виртуозов. Концерты проходили в зале Дворянского собрания, в зале Благородного клуба, иногда - в частных домах. Они имели огромный успех, "громкие единодушные аплодисменты сопровождали исполнение каждой пьесы"1, и нередко "стечение публики было столь велико, что посетители с трудом помещались в зале"2.

Среди гастролирующих музыкантов, посетивших город в середине XIX века - широко известные в свое время артисты. Это скрипачи Н. Я. Афанасьев3 и А. Парис4, пианисты - А. И. Дюбюк5 и сестры В. В. и Н. В. Погожевы6, певцы К. Алемков7, А. О. Бантышев8, П. А. Радонежский9.

Программы гастрольных концертов вполне типичны для своего времени и адекватно отражают музыкальные вкусы русской публики середины прошлого столетия. Так, репертуар Н. Я. Афанасьева составляли концерты Вьетана, вариации модных петербургских композиторов Гаумана и Контского на темы из популярных в то время опер "Фенелла" Обера и "Лючия де Ламермур" Доницетти, а также этюды собственного сочинения10. В программу вологодских концертов сестер Погожевых вошли произведения Вебера, Бетховена, Мендельсона, Листа, Шопена, а также Мошелеса, Гуммеля, Тальберга, Гензельта и Черни. Наибольшее впечатление на публику произвели композиции "Буря" Гуммеля и "Птичка" Гензельта в исполнении старшей из сестер - Веры Васильевны11.

Небезынтересно, что выступление Погожевых в Вологде имело резонанс даже в столичной прессе. "Северная пчела" отмечает, что пианистки "были приняты отлично тамошним благородным обществом... Превосходные рояли Вирта были предложены девицам Погожевым помещицами Варварой Александровною Засецкой и Настасьей Александровною Шлегель, и после весьма удачных концертов девицы Погожевы испытали в Вологде и русское древнее гостеприимство, и русскую старинную щедрость. В. В. Погожева получила подарки: от помещицы Варвары Александровны Засецкой - два золотые браслета; от Елизаветы Карловны Брянчаниновой - два золотые браслета с алмазами и аметистами, от губернского дворянского предводителя Павла Александровича Межакова обе сестры получили по паре золотых серег с цветными каменьями. Это благородное внимание к русским талантам и поощрение их приносит честь чувствам Вологодского благородного общества"12.

Посвященные заезжим артистам газетные публикации нередко содержат развернутую оценку их концертных выступлений. Так, "Вологодские губернские ведомости" особо отмечают великолепную технику скрипача Н. Я. Афанасьева: "Пассажи не только октавами, но и децимами он выполняет с необыкновенной отчетливостью. Арпеджио и стаккато превосходны, при самом, по-видимому, небрежном бросании смычка; флажолеты во всех местах струны украшают его игру и в напеве и в самых скорых переходах, а употребляемое ныне с таким успехом pizzicato левой рукой у г-на Афанасьева перестает быть игрушкой и приобретает самое приятное разнообразие"13. Певец А. О. Бантышев "увлек всех своим гибким и сильным голосом, Дюбюк - своею прекрасною и мелодичною игрою, столь резко отличающейся от громкой игры воспитанников новой музыкальной школы, которая, по нашему мнению, не столько заботится о нежности звуков, сколько желает удивить исполнением трудных пассажей и беглостью пальцев"14.

В течение 40-50-х годов в "Вологодских губернских ведомостях" практически отсутствует информация о деятельности местных любителей музыки. Исключение составляет упоминание об участии в одном из концертов скрипача Афанасьева "многих из наших дилетанток; их отчетливая игра на фортепиано придала концерту разнообразие и занимательность"15. "...Удивительно однообразна и скучна жизнь в губернском городе... Собор, присутственные места и гимназия составляют обычное его украшение. Хороший хор архиерейских певчих по воскресеньям и табельным дням служит единственным источником музыкальных наслаждений. И больше ничего", - такую характеристику культурной жизни Вологды дал в 1859 году обозреватель "Ведомостей" Ф. Сбоев16. Тем не менее именно в 1859 году Вологде "особенно посчастливилось на концерты"17. Начиная с этого времени значительно активизируется деятельность вологодских меломанов. В духе традиций времени, любительские концерты имели благотворительный характер, сбор от них направлялся "в пользу бедных города Вологды и жителей северо-восточного края губернии, пострадавших от голода"18, "в пользу предполагаемого приюта для малолетних преступников"19, в пользу городской женской гимназии20 и т. д. 29 марта 1859 года городским "Обществом благородных любителей музыки" был дан благотворительный концерт в зале Дворянского собрания. Впервые, наряду с исполнителями из высшего общества, в нем приняли участие музыканты, "принадлежащие к тому сословию, улучшение судьбы которого составляет одну из великих задач нашего времени. В этот вечер обычное сословное разделение исчезло и все артисты дружно делились между собою благодарностью публики, выражавшейся в громких и беспрестанных рукоплесканиях"21.

С точки зрения содержания, концерты вологодских любителей копировали (на доступном провинции уровне) характерный для столичной культуры первой половины века тип "большого вокального и инструментального концерта". Программы таких концертов отличались стилевой и жанровой пестротой, в исполнении принимали участие певцы, исполнители на различных инструментах, иногда - хор и оркестр. Приведем программу концерта вологодских "любителей музыки и пения", состоявшегося 28 февраля 1863 года в зале Дворянского собрания:
      I отделение:
      1. Увертюра из оперы "Вильгельм Телль", соч. Россини, исполнили Ф. А. и А. А. Брянчаниновы, В. Е. Заханевич и О. К. Клем.
      2. Ария из оперы "Лукреция Борджиа" [Доницетти], исполнила О. Н. Брянчанинова.
      3. Концерт Мендельсона-Бартольди, исполнила Ф. А. Брянчанинова.
      4. Ария из оперы "Семирамида" [Россини], исполнила княжна С. П. Ухтомская. 
      II отделение:
      1. Фантазия на темы из оперы "Роберт" [Мейербера], соч. Таль-берга, исполнил В. Е. Заханевич.
      2. Дуэт "Ach, сага imagin", соч. Габусси, исполнили О. Н. Брянчанинова и А. А. Брянчанинов.
      3. Концерт Герца, исполнила А. А. Брянчанинова.
      4. Три цыганские песни с хором: "Любовь цыганки", "Песнь цыганки" и "Вдоль по улице метелица метет", исполнили гг. аматеры"22.

Показательным фактом является отсутствие среди исполняемых сочинений музыки русских композиторов (за исключением известного романса Варламова, в силу распространенного заблуждения представленного как народная песня). Но в целом программа отличается серьезностью, а ряд произведений (фантазия Таль-берга и концерт Герца) требовали от исполнителя известной виртуозности и солидной музыкальной подготовки.

Сохранившиеся данные о концертах последующих лет позволяют говорить о росте музыкального вкуса вологодской публики и неизменном внимании к качеству исполнения. "Из входящих в программу концерта пьес первое место по искусству исполнения занимало Adagio Шуберта, исполненное на виолончели М. М. Кониар, под фортепианный аккомпанемент Е. М. Кониар... В игре М. М. Кониар, живо напоминавшей нам игру первоклассных музыкальных талантов нашей столицы, слышалась не только безупречная верность нот, но она проникнута была тем чувством, которое так обаятельно действует на душу, потрясая нервы слушателя так, что кажется, что под смычком дрожат не мертвые струны инструмента, а нервы самого слушателя, как будто они сами издают мелодию, несущуюся со сцены... Так же с большим искусством исполнены им на фортепиано "Фантазия" Шумана и "Этюд" Гензельта, "Рондо" Шопена в четыре руки, на двух фортепиано с Е. М. Кониар... Увлекательно и с большим оживлением сыграны были "Марш" и "Хор" Вагнера из оперы "Tannhauser", на двух фортепиано в восемь рук, Ф. А. Межаковою, В. П. Лихаревою, Е. М. Кониар и кн. С. А. Волконским..."23. В концерте были также исполнены "Рапсодия" Листа, дуэт Мендельсона "Веселые дни" и несколько русских романсов.

По-видимому, среди вологодских дилетантов было немало "истинных любителей музыки". Выше неоднократно упоминались представители известнейших в губернии семей Брянчаниновых и Межаковых. Любовью к искусству отличалась семья Зубовых: здесь особо выделялись М. М. Зубов - "тенор с отлично отработанною методою пения"24 и М. А. Зубов, которого "Вологодские губернские ведомости" неизменно представляют как "страстного любителя и глубокого знатока музыки"25. Многие из вологодских любителей музыки имели высокие чины и занимали важные посты в городе. Так, М. М. Кониар, об игре которого столь восторженно отзывается обозреватель "Ведомостей", имел чин действительного статского советника и в 70-е годы был вице-губернатором Вологды. 
"Педагогическое значение" уроков пения и музыки считалось "весьма важным по благодетельному влиянию на нравственное и эстетическое развитие юношества"26.

Музыка и пение входили в программы мужской гимназии, частного женского пансиона, а также открывшегося в Вологде в 1858 году женского училища. Воспитанники семинарии были обязаны знать духовную музыку и, по-видимому, уровень их образованности в этой сфере был достаточно высок. В дни публичных испытаний учащихся семинарии могли устраиваться концерты хоровой музыки, об одном из таких концертов благожелательно отзывается корреспондент "Вологодских губернских ведомостей"27.

В конце 50-х годов усилилась значимость музыкальных предметов в Вологодской гимназии. "Любовь к музыке получает все большие размеры в кругу воспитанников... и, если уж в часы свободы между воспитанниками... раздаются стройное пение и звуки флейты или скрипки, то заведение можно поздравить со значительным шагом вперед в нравственном образовании"28. С 1859 года в программу гимназии для желающих, "за самую незначительную цену" была введена музыка (под "музыкой" в то время подразумевалось обучение игре на музыкальном инструменте; что же касается пения, то этот предмет и в предшествующие годы входил в круг обязательных дисциплин), а из учеников были составлены оркестр и хор29.

Вологодское общество имело возможность убедиться в "успешном ходе и прочном ускорении классов пения и музыки" в гимназии на концерте, который был дан учащимися под руководством учителя пения М. Азлецкого и учителя музыки И. Веселовского 20 мая 1860 года. На концерте присутствовала многочисленная публика, сбор от него предназначался для помощи бедным ученикам и "на поддержание класса музыки". Среди прозвучавших произведений выделим русские песни в обработке известного в то время хормейстера и композитора П. М. Воротникова, а также хоры из опер "Вильгельм Телль" Россини и "Ломбардцы" Верди (оркестровое сопровождение этих хоров было переложено для квартета И. Ве-селовским)30.

Особенностью музыкальной культуры Вологды следует считать проводившиеся регулярно в течение многих лет концертные выступления хора архиерейских певчих. 7 декабря 1859 года в зале Дворянского собрания состоялся "духовно-музыкальный концерт", который был дан певчими архиерейского хора в пользу бедных духовного звания. В первом отделении прозвучали три хоровых концерта Бортнянского: "Воспойте, людие, боголепно в Сионе", "Блажен муж" и "Услыши, Боже, глас мой". Последнее сочинение было исполнено в сопровождении инструментального квартета, автором аранжировки был регент хора, отец Дмитрий Неклюдов. В числе произведений, составивших второе отделение концерта, привлекают внимание торжественный кант "Озари, святая радость" и хвалебная песнь "Тебе Бога хвалим". Оба сочинения исполнялись с аккомпанементом, "аранжированным" неким г-ном Тарасовым, по всей видимости, местным музыкантом. Во втором отделении в исполнении автора прозвучала композиция Д. Неклюдова "Молитва" на стихи М. Ю. Лермонтова. В заключение был пропет гимн "Боже, Царя храни!"31.

Даже краткий обзор концертной жизни русского провинциального города предоставляет исследователю достаточную пищу для размышлений, сравнений, выводов и подтверждает значимость этой, пока еще мало разработанной темы. Включение культуры малых городов в магистральное русло музыкально-исторического процесса позволит значительно дополнить и расширить существующие представления об отечественной музыкальной культуре.

М. Г. Долгушина
 
ПРИМЕЧАНИЯ
      1 Вологодские губернские ведомости, 1852, 22 марта, № 12.
      2 Концерт скрипача Афанасьева в Вологде // Харьковские губернские ведомости, 1851, 3 марта, № 9.
      3 Николай Яковлевич Афанасьев (1820/21-1898) - выдающийся русский скрипач, педагог, композитор. Его перу принадлежат четыре оперы, шесть симфоний, кантаты, камерно-инструментальные ансамбли, произведения для скрипки, романсы. Афанасьев играл в оркестрах Большого театра в Москве (1838-1841), итальянской оперы в Петербурге (1851-1858), других театров; в течение тридцати лет (1853-1883) преподавал музыку в Смольном институте. Н. Я. Афанасьев много концертировал, в качестве аккомпаниатора его обычно сопровождал брат Александр Яковлевич, также известный музыкант. Подробнее о нем см.: Шелков Н. Н. Я. Афанасьев // Музыкальная жизнь, 1962, № 10. скрипач и дирижер. В середине XIX века работал
      4 Антоний Парис в Петербурге.
      5 Александр Иванович Дюбюк (1812-1897) - русский пианист (ученик Дж. Фильда), композитор и педагог. Автор популярных романсов и инструментальных миниатюр. Преподавал игру на фортепиано (у него занимались М. А. Балакирев и Н. С. Зверев), выпустил школу "Техника фортепианной игры".
      6 Погожевы Вера Васильевна и Наталья Васильевна - русские пианистки. Начали свою карьеру на гребне интереса русского общества николаевского времени к детям-вундеркиндам, впервые выступив перед петербургской публикой в 1844 году в возрасте 9 и 10 лет. Профессиональное образование получили в Лейпцигской консерватории (класс И. Мошелеса). Вернувшись в Россию, вели активную концертную деятельность, которая была прервана внезапной смертью в возрасте 22 лет младшей из сестер, Натальи Васильевны.
      7 К. Алемков - певец (тенор), в 1870 году закончил Московскую консерваторию (класс профессора В. Н. Кашперова).
      8 Бантышев Александр Олимпиевич (1804-1860) - известный русский тенор, чей талант высоко ценили современники, называя певца "московским соловьем". Пользовался успехом как оперный певец и как исполнитель песен и романсов.
      9 Радонежский Платон Анемподистович (1826-1879) - русский певец (бас). Уроженец Ярославля, был представлен Бантышеву и Дюбюку во время их гастрольной поездки в Ярославль и Вологду в 1852 году, когда "заезжие артисты предсказали ему будущий успех на сцене русской оперы" ("Северная пчела", 1857, 3 января, № 2). В Петербурге учился у Ф. Риччи, позже стажировался в театрах Италии и Франции. В 1862-1863 годах - солист Мариинского, с 1865 - Большого театров, первый исполнитель ведущих басовых партий ряда опер русских композиторов.
      В концертном репертуаре выделялись русские народные песни.
      10 Вологодские губернские ведомости. 1851. 6 января. № 1.
      11 Там же, 1851. 3 февраля. № 5.
      12 Северная пчела. 1851. 21 февраля. № 40.
      13 Вологодские губернские ведомости. 1851. 6 января. № 1.
      14 Там же, 1852. 22 марта. № 12.
      15 Там же, 1851. 6 января. № 1.
      16 Там же, 1859. 21 марта. № 12.
      17 Там же, 1859. 9 мая. № 19.
      18 Там же, 1863. 9 марта. № 10.
      19 Там же, 1877. 10 марта. № 20.
      20 Там же, 1859. 9 мая. № 19.
      21 Там же, 1859. 4 апреля. № 14.
      22 Там же, 1863. 9 марта. № 10.
      23 Там же, 1877. 10 марта. № 20.
      24 Там же, 1859. 9 мая. № 19.
      25 Там же, 1859. 9 мая. № 19.
      26 Там же, 1860. 30 июля. № 31.
      27 Там же, 1848. 2 октября. № 40.
      28 Там же, 1860. 30 июля. № 31.
      29 Там же, 1859. 5 декабря. № 49.
      30 Там же, 1860. 30 июля. № 31.
      31 Там же, 1859. 5 декабря. № 49.