Мастера-искусники
В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии. На Руси эмали называли еще финифтью (от греческого слова «фингитис»). Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи (1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта.
Эмаль – это прочное стеклообразное покрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом. Она может быть окрашена в разные цвета окислами металлов.
Молочно-белый цвет, например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый – окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия – в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного. Серый, стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий.
Эмаль обладает удивительными свойствами: она устойчива к влиянию света, воздуха и воды. Даже пролежав сотни лет в земле, эмалевые краски не теряют цветовой насыщенности. Подтверждением тому являются изделия XII в., найденные археологами при раскопках старых русских городов.
Существовали различные способы нанесения эмали на металлическое изделив, но наибольшее распространение на Севере получило изготовление перегородчатых и живописных эмалей. Техника создания перегородчатой эмали такова. По контуру рисунка на изделии выкладывают тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной раскраски. У этого узора цвет звучный, чистый, без оттенков. Глубиной цвета и блеском эмаль может поспорить с драгоценными камнями.
Процесс обжига эмали длительный. Сначала термической обработке подвергаются тугоплавкие составы. Для них нужна высокая температура (850 градусов Цельсия). А потом наступает очередь составов, менее стойких к температурным воздействиям. Основная трудность для мастера заключается в том, что порошкообразный эмалевый состав не имеет того цвета, который получается после обжига и полировки изделия. Чтобы получить яркую цветовую гамму, мастеру нужно иметь большой опыт и хорошую интуицию. Ведь порошкообразные вещества, которыми он заполняет ячейки между перегородками, имеют серый, со слабо выраженными зеленоватыми и охристыми оттенками цвет. При обжиге мастеру приходилось подновлять выгоревшие эмалевые краски, наносить дополнительные слои, пока он не добивался нужного результата.
На Севере изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска. Характерными для их работ цветами были синий, голубой, желтый, зеленый.
В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная. Сводилась она к тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими красками. Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили название эмалей «усоль-ского дела». (В XV–начале XVI в. город назывался Усольском – по реке Усолке, впадающей в Вычегду.) Вместо дорогостоящих серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить их ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.
От других живописных эмалей усольские отличаются тем, что рисунок на них наносится путем тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве. Крупные маки, тюльпаны, подсолнухи, побеги и стебли невиданных растений написаны в таком живом движении, что создается ощущение, будто цветы прямо на глазах у зрителя раскрывают свои нежные бутоны, разворачивают листья и лепестки. В растительный орнамент искусно вписаны изображения птиц, животных, насекомых или сказочные сюжеты.
Как правило, все росписи выполнены по белому фону красными, желтыми, розово-лиловыми, синими, голубыми, зелеными, коричневыми эмалевыми красками. Наиболее сложные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала больший простор творческой инициативе. Для обрамления миниатюр на крутых боках чаш использовались сканые жгутики из медной проволоки. Рисунки мастера заимствовали из западноевропейских гравюр и украинских лубочных картинок. Часто они обращались к сюжетам из Библии или к мотивам русских сказок. Заметна также их склонность к изображению сцен, которые имеют нравоучительный смысл. Большое влияние на искусство усольских эмалей оказала местная иконопись. В их создании принимали участие мастера знаменитых строгановских мастерских. На некоторых эмалевых изделиях есть пометка: «Писал усолец иконописец».
Свой опыт усольские умельцы передавали и эмальерам других городов. В 1745 г. для этой цели был вызван из Сольвычегодска в Москву Яков Попов. А в 1757 г. туда едет обучать столичных мастеров финифтяному делу Яков Буравкин. Расписные эмалевые изделия становятся предметами украшения в царских и патриарших палатах.
Однако период расцвета искусства финифти в Сольвычегодске был непродолжителен. Уже в начале XVIII в., когда торгово-экономическое значение города стало заметно уменьшаться, пришли в упадок и многие ремесла; в том числе эмальерное. Вместо расписных эмалей появились однотонные – белые, синие, зеленые. В финифтяные изделия мастера начали вплавлять рельефные серебряные накладки с фигурками людей, животных, птиц, растений, которые создавали декоративный эффект, мерцая и светясь под тонкими прозрачными слоями эмали. Этот прием усольские мастера позаимствовали у украинских эмальеров, работавших в Сольвычегодске. Но это была уже иная разновидность декоративно-прикладного искусства. А документы конца XVIII в. о производстве эмалевых предметов в Сольвычегодске уже не упоминают.
Попытка возродить забытый промысел была предпринята вологодскими художниками в 1970-е гг. Этому способствовало постановление Правительства о поддержке художественных промыслов страны и восстановлении исчезающих видов традиционного искусства. В Вологде открылся Завод опытных и художественных изделий. В его просторных и светлых корпусах вместе с вологодскими ювелирами восстановлением технологий и традиций угасшего ювелирного искусства древних сольвычегодских мастеров занимались специалисты Московского научно-исследовательского института художественных промыслов. Через некоторое время в продаже появились небольшие декоративные тарелки, панно, браслеты, кольца, серьги, колье, ароматницы, сундучки, шкатулки, на которых вновь ожили и расцвели сказочные эмалевые цветы с нежными полупрозрачными лепестками.
Однако предприятие просуществовало недолго. Сегодня этот удивительный вид искусства вновь под угрозой исчезновения. Для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в старинный промысел, нужен энтузиазм мастеров-художников, заинтересованность предпринимателей и поддержка властей.