Вологодское кружево
Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).
Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в. Производили его во многих странах. Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции.
Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.
С начала XIX в. наряду с кружевом ручной работы стало производиться и кружево машинное. Это убыстрило и удешевило процесс производства, но не привело к угасанию старой традиции. Ручная работа ценится выше, потому что художественное начало проявляется в ней сильнее. Прикосновение человеческих рук сообщает изделию особую выразительность и теплоту.
Известны две основные разновидности кружева, изготовляемого вручную: шитое иглой и плетенное на коклюшках. Кроме того, существовали кружева, изготовленные другими способами: вязаные (крючком, на спицах или тамбуром – петля в петлю), жемчужные (из жемчужин, нашитых на полотняную основу или из нанизанных на нить), бархательные (вырезанные из шелковой ткани), кованые (из золотых и серебряных нитей). Но все они являлись подражанием кружеву шитому и плетеному.
Наибольшее распространение получило плетеное кружево. Оно не столь трудоемко, как шитое, и свою популярность сохранило до наших дней. Право считаться его родиной оспаривают Италия и Бельгия.
Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.
Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.
Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.
Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.
В зависимости от приемов плетения различают кружево численное и сколочное. Численное считается самым древним и наиболее простым. Для работы над ним предварительно заготовленный рисунок не нужен. Его плетут, повторяя один и тот же узор по счету переплетаемых нитей. Узоры в таком кружеве несложные: это геометрические фигуры или уподобленные таким фигурам, схематизированные силуэты растений, птиц, зверей. В прежние времена численное кружево чаще всего поручали плести детям.
Для сколочного кружева, в отличие от численного, необходим «сколок» – контурный рисунок, по которому будет выплетаться узор. Мастеров-художников, которые готовят такие рисунки, называли когда-то «знаменщиками». Рисунок наносится на плотную гладкую бумагу в виде точек. Эту бумагу прикрепляют к валику. В точки, обозначающие контур рисунка, втыкают булавки. Во время работы мастерица перемещает их по контуру рисунка.
Сколочное кружево бывает двух типов: парное и сцепное.
В парном и узор, и фон для него плетутся одновременно. Это трудоемкая техника. Орнамент здесь геометрический, состоящий из нескольких повторяющихся элементов. Парное кружево было широко распространено в народном быту. Его называли еще и мерным, так как плелось оно в виде полосы, от которой при продаже отрезали куски нужной покупателю длины. Такое кружево шло на отделку платьев, праздничных рубах, полотенец, свадебных постельных принадлежностей.
В сцепном кружеве основные элементы узора выплетаются тесьмой и соединяются между собой отдельно изготовленными «сцепками» и «решетками» с помощью вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и создания техники (башенные краны, космические аппараты).
Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. (Правда, в последнее время этот принцип уже не выдерживают столь строго, как раньше.) В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.
Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».
Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.
При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.
В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств. После отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий. Увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике 20% из них были девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружево плели и мальчики.
Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились. Случалось, что их выдавали за иностранные, пытаясь увеличить тем самым стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними: по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.
В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 г. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.
Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В. Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.
В1968 г. художники В. Д. Веселова, В. Н. Ельфина, К. В. Исакова, В. В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них – как живая память, как связь времен. Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора.
Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Кружевничество
Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.
В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве. Из кружевниц около 20% подростки до шестнадцати лет. Девочку пяти лет уже сажают здесь за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую мастерицу.
Кружевницы работают обыкновенно от 8 часов утра до 12 часов ночи, или 16 часов в день. Работница средней руки может заработать в день копеек 20. Заработок в 25 или 30 копеек считается уже большим, а в 40 или 45 копеек случайная редкость. Плетение кружев очень утомительно в физическом отношении. Конечно, привычка к сиденью с пяти лет значительно уменьшает вредное влияние кружевного ремесла, но шестнадцатичасовое сиденье должно сильно сокращать жизнь кружевницы.
Средства, необходимые для самостоятельного занятия промыслом, требуются весьма небольшие: подушка с коклюшками самая лучшая стоит около 70 копеек, коклюшки копеек 50 и станочек, на который ставят подушку, около 30 копеек – всего 1 рубль 50 копеек.
В последние годы все вологодские кружевницы, вследствие возвышения цен на жизненные потребности и сверх спроса развившегося промысла, живут в крайней нужде и безвыходной бедности. Они, не имея непосредственного сбыта своих произведений, находятся в постоянной зависимости от скупщиц, которые богатеют на счет бедных тружениц, работающих до изнеможения сил. Прямые сношения господ столичных торговцев кружевами по покупке кружев с здешними мастерицами могли бы весьма благодетельно повлиять на улучшение их быта и восстановить между предложением и спросом более определенные границы.