От Командор до Аляски.
На восток от Командорских островов на протяжении 1740 километров простираются Алеутские острова. Этот архипелаг включает в себя более 110 больших и малых островов и множество скал. Начиная с 1741 года эти новые земли стали объектом пристального внимания со стороны купцов-промышленников и правительственных научных экспедиций. Они же составляли и значительную часть российских владений в Русской Америке. О землепроходцах-вологжанах, принимавших активное участие в освоении и описании этих земель, и пойдет дальше речь.
Первой в архипелаге на пути от Командорских островов к Аляске является группа Ближних Алеутских островов, открытая в 1745 году мореходом Михаилом Неводчиковым. На самом крупном из открытых островов Атту произошла и первая вооруженная стычка с местным населением. Но заслуги М. Неводчикова в открытии и описании этих островов погасили возникшую к компанейщикам неприязнь. В дальнейшем по пути, открытому этой экспедицией, прошли многие вологжане. Так, на Ближних островах вели промысел компанейщики с судов «Андреян и Наталья», снаряженных компанией Василия и Федора Кульковых, на этих островах многие землепроходцы приобретали свой первый опыт, получали основательные навыки, необходимые для освоения новых, только что присоединенных к России владений.
В 1757 году сольвычегодский купец Иван Жилкин с компанией снарядил в плавание судно «Св. Капитон», компанейщики с которого прошли дальше Ближних Алеутских островов и открыли самый крупный остров из новой группы — остров Кыска. Так как к моменту открытия на этих островах обитало большое количество грызунов, они и получили название Крысьи острова. В последующие годы на них вели промысел компанейщики с судна «Св. Иоанн Устюжский», снаряженного компанией лальского купца Терентия Чебаевского. Промысел вели на островах Кыска и Амчитка. Ими же был открыт и остров Квасник.
Центральная группа островов архипелага была открыта и описана впервые селенгинским купцом и мореходом Андреяном Толстых, прибывшим туда на судне «Андреян и Наталья», снаряженном компанией тотемского купца Федора Холодилова. Промысел компанейщики вели в 1760—1764 годах. Видимо, в честь морехода и его святого патрона, именем которого было названо судно, открытые острова стали называться Андреяновскими. В 1767—1770 и в 1772—1776 годах на них дважды побывали компанейщики с судна «Св. Петр и Павел», снаряженного компанией тотемских купцов Пановых. Мореходом на судне был верховажский крестьянин Иван Коровин. Вели промысел на этих островах и вологжане из других компаний.
Наконец, самая восточная группа островов архипелага была открыта мореходом из Яренска Степаном Глотовым, прибывшим на них в 1758 году на судне «Св. Иулиан», принадлежавшем
в то время компании московского купца Ивана Никифорова, компанейщиками которого были и тотемские купцы Пановы. Из-за большого числа черно-бурых лис, обитавших на этих островах, они и были названы Лисьими (или «Лисишными», по терминологии XVIII века) островами. Период освоения Лисьих островов был, пожалуй, самым трагическим во всей истории Русской Америки. К 1763 году на самые большие из этой группы острова Унимак, Умнак и Уналашка для промысла прибыли компанейщики с судов «Св. Живоначальная Троица» (мореход Иван Коровин), «Захарий и Елизавета» (мореход Петр Дружинин), «Св. Николай» (мореход Л. Наседкин), «Св. Иоанн» (мореход Д. Медведев). Всего же собралось около 175 компанейщиков. Развернуть промысел так и не удалось. В многочисленных стычках с островитянами погибли, от ран и болезней умерли почти все компанейщики с названных выше судов. Во всяком случае на судне «Св. Петр и Павел» компании тотемских купцов Пановых (мореход Иван Соловьев) из компанейщиков на Камчатку вернулись лишь пятеро.
В 1762 году у берегов большого неизвестного острова стало на якорь судно «Андреян и Наталья», снаряженное компанией Соликамского купца Ивана Лапина и лальского купца Василия Попова. Мореходом не судне был уже известный нам Степан Глотов. Так был открыт самый большой у берегов Аляски остров Кадьяк, занявший значительное место в истории Русской Америки. На этом острове в разные годы побывали компанейщики с судов «Св. Михаил» компании тотемского купца Алексея Холодилова (1772—1778 гг.), «Климент» (1778—1785 гг.) и «Св. Николай» (1778—1785 гг.), снаряженных компаний тотемских купцов Пановых. В начале 60-х годов XVIII века на острове Кадьяк побывали и компанейщики с галиота «Тотьма».
К началу 80-х годов XVIII века в Русской Америке промысловую деятельность вели лишь пять компаний: П. Лебедева-Ласточкина, Киселевых, И. Орехова и Л. Алина, тотемского купца Григория Панова. В эти же годы создается и начинает действовать крупная компания курского купца Ивана Голикова и рыльского Григория Шелихова. К этому времени период свободного предпринимательства в деятельности российского купечества заканчивается. На арену выходит Российско-Американская компания.