От берегов Сухоны на Тихий океан.
Свой вклад в исследование «Восточного моря» (так в те годы среди русских мореходов назывался Тихий океан) внесло вологодское купечество. 19 сентября 1745 года из Нижнекамчатска вышел и направился к Алеутским островам шитик «Св. Евдоким», снаряженный при активном участии купцов Афанасия Чебаевского из Лальска, мореходом на котором был избран устюжанин Михаил Неводчиков. Передовщиком же был избран Яков Чупров, земляк Михаила Наводчикова. В ходе экспедиции, продолжавшейся почти два года, были открыты острова Атту, Агатту, Семичи в группе Ближних Алеутских островов. Экспедиция закончилась трагически. 30 октября 1746 года во время шторма шитик разбился у скал Карагинского острова близ Камчатки. 12 членов экипажа погибли. Оставшимся в живых угрожала голодная смерть. Спасли местные жители (коряки). На указанном острове участники экспедиции зазимовали. Летом же 1747 года они на двух кожаных байдарах вернулись в Нижнекамчатск. Несмотря на крушение судна, М. Неводчиков и его компаньоны привезли с собой более 1300 шкур морских зверей, оцененных в 19200 рублей, а также карту и описание открытых островов.
В год возвращения Михаила Неводчикова тотемский купец Федор Холодилов совместно с московским купцом Никифором Трапезниковым организовал промысловую компанию, направившую на промысел шитик «Св. Иоанн». Трижды это судно направлялось компанией на промысел пушнины на Командорские и Алеутские острова (1747—1748; 1749—1752; 1753 — 1755 годы). Добытая в ходе этих экспедиций пушнина была оценена в сумму, равную 228000 рублей. Всего же почти за 40 лет деятельности компании Федора Холодилова и его племянника Алексея, направлявших свои экспедиции на судах «Св. Иоанн», «Андреян и Наталья», «Михаил», было доставлено на Камчатку пушнины на общую сумму в 831666 рублей. Значительная доля барышей досталась Холодиловым, ставшим одними из богатых тотемских купцов.
Как видим, вологжане оказались среди первых купцов, организовавших снаряжение и подготовку к плаванию промысловых партий. Часть из них (например, Федор Холодилов) лично организовали эти экспедиции и сами участвовали в ряде плаваний. Большинство же действовало через своих приказчиков. Контракты заключались в Иркутске и, вероятно, в Великом Устюге. Так что путь у многих начинался на берегах Сухоны. Шли от Вологды, через Тотьму и Устюг Великий, дальше на реку Вычегду, затем волоками на peкy Каму, на Урал, в Сибирь, на побережье Охотского моря и полуостров Камчатку. Путь этот длился годами, и далеко не всем удавалось дойти его до конца.
Итак, организаторами промысловых компаний выступали купцы. Наиболее удачливыми среди них были тотьмичи Григорий и Петр Пановы. В 1758 году они вместе с тотемским городским головой Андреем Титовым вошли в компанию московского купца Ивана Никифорова. Этой компанией в плавание на Лисьи острова было направлено судно «Св.Иулиан». Экспедиция стала известна не только богатой добычей, но и научными изысканиями. «Изъяснения» и «реестр островам», составленные мореходом
Степаном Глотовым, при активном участии тотьмичей Дмитрия Брагина и Михаила Холодилова, а также и чертеж, составленный тотьмичом Петром Шишкиным, были доставлены в столицу.
Только после этого русское правительство по достоинству оценило значение открытия новых земель на островах Тихого океана. Но достойную награду получили лишь купцы — организаторы этой и ряда других экспедиций. Золотыми медалями с изображением портрета императрицы Екатерины II были награждены многие из них, и в том числе вологжане Григорий и Петр Пановы, Андрей Титов и Тотьмы, Иван Буреин и Василий Кульков из Вологды, Афанасий Чебаевский из Лальска. Им же было дано право не возвратить взятые из казны ссуды и предоставлен ряд других льгот. Позднее подобных наград были удостоены и великоустюгские купцы Иван Лапин и Василий Шилов.
Деятельность промысловых компаний, возглавляемых братьями Григорием и Петром Пановыми,продолжалась до 90-х годов XVIII века. За эти годы ими с компанейщиками было снаряжено 12 промыслово-промышленнжх партий. Добытая за 33 года деятельности этой компании пушнина была оценена в сумму, равную 910887 рублям.
В 1765 году в Охотске начала свою деятельность компания великоустюгских купцов Ивана Лапина и Василия Шилова. Ими были построены и снаряжены два судна: «Св. Петр» и «Св. Павел». Известный исследователь Руской Америки В. Н. Берх назвал этих компанейщиков «счастливейшими из всех сибирских аргонавтов».
Купцы, даже самые богатые, являлись лишь организаторами дела. Главная же тяжесть ложилась на плечи мореходов и передовщиков. Это они, подобно мифическим аргонавтам Древней Греции, отправлялись за пушниной (подлинным золотым руном), проявив себя настоящими героями «Восточного моря». На их долю и долю промышленных людей посадских городов, государственных и монастырских крестьян ложилась основная тяжесть при ведении промыслов. Это они на утлых суденышках отправлялись за тысячи верст от Камчатки в многолетние экспедиции. Ни штормовые ветры, ни голод и «цинготная болезнь», ни опасность вооруженного нападения со стороны аборигенов не останавливали их.
Должности морехода и передовщика были выборными. Иногда и совмещались в одном лице. Все это оговаривалось специальным контрактом (договором). Многие из этих документов шли до наших дней. Вот почему имена мореходов и передовиков почти всех компаний, ведших промыслы в XVIII — XIX века, дошли до наших дней. Имена первого морехода Михаила Неводчикова и передовщика Якова Чупрова нам уже известны. И к их деяниям мы еще вернемся. Широко известно и имя морехода из города Яренска Степана Глотова, служившего в компаниях тотемских купцов Пановых и Холодиловых, соликамского купца Ивана Лапина и лальского — Ивана Попова. С отдельными, наиболее важными вехами жизни этих отважных землепроходцев нам предстоит еще познакомиться.
Интересна судьба морехода, выходца из верховажских крестьян, Ивана Коровина. В свое первое плавание на судне «Св. Живоначальная Троица» он отправился в сентябре 1762 года. Свой промысел компанейщики вели на острове Медном, что в группе мандорских островов. Затем отправились на остров Уналашка. Здесь в 1763—1764 годах разыгралась трагедия, рассказ о которой еще впереди. И еще дважды, в 1761 и 1772 годах, на судне «Св. Петр и Павел», оба раза снаряженном компанией тотемских купцов Пановых, Иван Коровин отправлялся на промысел на Алеутские острова. Заслуги морехода были достойно отмечены современниками. Именем Ивана Коровина назван остров в заливе Аляска, пролив между островами Коровина и Попова и бухта на острове Атка в Беринговом море.
Среди удачливых мореходов из числа вологжан следует отметить уже известных по плаванию с мореходами Степаном Глотовым и Иваном Коровиным в качестве рядовых компанейщиков тотьмичей Дмитрия Брагина и Степана Корелина. Последний более 15 лет находился в морских вояжах и на промыслах. В 1762 году он отправляется компанейщиком на судне «Захарий и Елизавета» и в течение четырех полных невзгод и лишений лет участвует в ведении промысла на острове Уналашка. В 1777 году Степан Корелин снова отправляется к островам, уже в качестве морехода. В 1782 году, через год после возвращения с Андреяновских островов, он вновь уходит в плавание на Лисьи острова мореходом на этом же судне и находится на промысле до 1791 года.
По меньшей мере в трех плаваниях в течение 20 лет принимал участие тотемский крестьянин Дмитрий Брагин. В 1758—1762 годах — он рядовой компанейщик на судне «Св. Иулиан», в плавании на судне «Захарий и Елизавета» он уже передовщик. Должность передовщика он исполняет и в компании тотемского купца Алексея Холодилова, снарядившей на промысел судно «Св. Михаил», компанейщики с которого вели промысел на острове Кадьяк, Лисьих и других островах Алеутского архипелага в 1772 —1778 годах. Выше перечислена лишь незначительная часть мореходов и передовщиков из числа вологжан, о некоторых речь пойдет впереди. Назвать же всех не представляется возможности.