Насон - История города Вологды - Театры

Театры

В 1919 году после восстановления Пушкинский народный дом стал называться Домом Революции. В нем проводились торжественные заседания и съезды Советов, показывались кинофильмы.

Артисты городского и столичных театров ставили здесь свои спектакли. Так, газета «Вологодская жизнь» сообщала, что в Доме Революции 26 июня 1922 года заканчиваются гастроли коллектива Московского Большого академического театра. Были поставлены оперы: «Фауст», «Евгений Онегин», «Демон», «Борис Годунов», «Русалка», «Пиковая дама» и «Паяцы». В спектаклях участвовали заслуженный артист Осипов, Горелов, Сорина, Соболева, Евгеньева, Лямина, Комиссаржевская, Розанова, солистка академического балета Д'Арти и другие. В декабре 1931 года в Доме Революции ставил свои спектакли театр Красной Армии.

В 1932 году это здание было занято областным драматическим театром. Для размещения артистических помещений в 1939 году над фойе надстроили второй этаж, а в 1959 году к зданию пристроили новую сценическую часть. При входе, между стеной и выносными колоннами, был устроен тамбур, сделана перепланировка вестибюля. Зрительный зал остался без изменения.

В 1970 году в Вологде начали строить новое здание государственного драматического театра на углу Советского проспекта и улицы Менжинского. Свое 125-летие театр отмечал 28 декабря 1974 года в новом здании.

Театр построен по проекту, составленному Московским центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений (авторы — архитекторы Е. М. Ландау, И. А. Михалев, Ю. П. Федотов и инженер М. П. Махин). Зрительный зал сделан в виде партера-амфитеатра на 800 мест. Театр имеет все подсобные помещения и современное оборудование. Его внутренняя и внешняя отделки выполнены хорошо. Здание театра поднято на стилобат.

«Теремок», театр кукол

Юные вологжане, их мамы и папы, бабушки и дедушки хорошо знают это здание в центре города — ведь в нем живут куклы! А где куклы, там Волшебство, Сказка, там Праздник. Кто же устоит перед их магической притягательностью! И поэтому «Теремок» — так называется театр — никогда не пустует, в нем всегда многолюдно.«Теремок», театр кукол Здание «Теремка» принадлежит куклам чуть более четверти века, а когда-то в нем находился Театр юного зрителя. Художественный руководитель ТЮЗа Ананий Васильевич Бадаев 55 лет тому назад (в 1937 году) организовал при театре кукольную группу, первым режиссером в которой стала опытная актриса-кукловод Н. А. Дюпперон. «Учащиеся Вологды в стенах своих школ увидят интересные постановки театра куколя,— сообщала областная газета «Красный Север» в сентябре 1937 года. А в ноябре состоялась первая премьера — спектакль «Гусенок».

Театр родился!

Окрыленные успехом, актеры Л. Т. Демина, М. Н. Волкова, В. В. Осовская, И. А. Шебалин много репетируют и за короткий срок выпускают новые спектакли: «Три поросенка», «Колобок», «По щучьему веленью», «Басни Крылова». Куклы прочно вошли в жизнь не только городских ребят, но и сельских: на пароходах, машинах и лошадях, а чаще пешком артисты-кукольники добирались «до самых до окраин» области. Было трудно, но зато какой радостью светились лица детей при встрече с куклами! Это вдохновляло...

1941 год. Война. Ушли на фронт и не вернулись с полей сражений И. Шабалин, А. Синицын, В. Худяков, С. Михайлов. Но коллектив продолжает работать, правда, теперь уже в составе филармонии. 1 января 1944 года открывается новая страница в жизни театра — он становится самостоятельным. В своем будущем здании театр занимает пока самую маленькую комнатку, которая одновременно является и цехом, и складом, и репетиционной, и кабинетом. Все приходилось делать самим — в штате театра не было тогда ни столяра, ни бутафора, ни механика кукол. Но были энтузиазм и любовь к профессии, которая одаряла огромным счастьем видеть благодарные глаза детишек, слышать их захлебывающийся от восторга смех.

Им, стоящим у истоков Вологодского театра кукол, было несравненно труднее служить искусству, чем всем последующим сотрудникам театра, и потому хочется с особой благодарностью назвать имена людей, много сделавших для успешной работы театра в трудные военные и послевоенные годы. Это (кроме уже знакомых нам) актеры В. А. Бурач, Н. А. Бинидиктова, И. И. Добровольская, супруги Ефимовы и один из первых директоров театра Г. Н. Беляновский.

Неизмерим вклад в творческую жизнь театра актерской четы: Нины Васильевны и Бориса Александровича Бахтенко. Многие поколения зрителей знают их — ведь они проработали в «Теремке» 40 лет! Превосходные мастера, для которых, наверное, не было секретов в профессии, щедро наделенные талантом, они отличались крайней щепетильностью по отношению к своим сценическим созданиям: с дотошностью отрабатывали каждый жест куклы, каждый нюанс в психологическом состоянии своих персонажей. Когда в 1970 году Борису Александровичу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, это стало праздником для всего театра. Общение с этими великолепными актерами стало полезной школой для вступающих на творческую стезю молодых тогда Веры и Юрия Шелепиных, Сергея Коновалова. У старших коллег они учились азам профессии, трудному искусству оживления куклы, а теперь уже сами определяют «творческую погоду» театра, «несут» на своих плечах почти весь репертуар и сами начинают получать высокие звания. В 1988 году Юрий Шелепин также стал заслуженным артистом республики.

Сегодня в трупе театра 13 человек. Это, по поверью, «несчастливое» число стало для нас оптимальным в решении творческих задач: меньше нельзя, а больше не нужно. Без сомнения, все они обладают яркой творческой индивидуальностью, многое умеют в своей профессии. Кстати сказать, все они одинаково начинали свой путь на сцену: сначала художественная самодеятельность (где к ним пришло понимание, что театр — это не только развлечение, но и труд), а затем учеба. В этом отразился век: прежде актеров-кукольников нигде не готовили, они до многого доходили своим умом, передавая друг другу практический опыт. Но изменился театр, более сложными и разнообразными стали его формы, от актера потребовалось умение владеть всеми системами кукол: петрушками, марионетками, тростевыми, штоковыми, паркетными, куклами-масками — всего не перечислить. Понадобилось умение петь, танцевать и играть, как говорится на языке кукольников, в «живом плане», перед ширмой. И при театральных вузах и училищах открылись отделения, готовящие актеров для театров кукол. В составе нашей труппы — выпускники Ярославского театрального института. Днепропетровского, Иркутского и Красноярского театральных училищ. Ленинградского института культуры, Пермской и Вологодской театральных студий. Важнейшей своей задачей театр считает формирование духовных потребностей юных граждан, стремится влиять на их эстетическое воспитание, нравственный облик. Это стало «сверхзадачей», смыслом деятельности всех поколений работников театра. В разные годы на сложном административном поприще работали у нас Р. А. Неклюдова, К. М. Капкин, заслуженные работники культуры России Я. Ф. Нусс и И. Я. Длугач, добрую память о себе оставили режиссеры Ю. Г. Садовский, И. В. Игнатьев и Н. П. Наумов, художники Н. П. Сапожников, В. В. Кантор, Э. Н. Коган, А. Д. Игнатьева и И. А. Бабанов; актеры В. П. Орлов, Л. Б. Лобанов и С. Б. Куликов, работники технических цехов — целая театральная семья (!) Аксеновых. К слову сказать, наши бывшие актеры В. Н. Шадский и В. В. Дерягин в настоящее время работают главными режиссерами в других театрах. Профессионализм и увлеченность этих людей прекрасно вписались в стремление театра создавать для детей мир Добра и Сказки.

Мы играем сказки. Всегда и для всех — только сказки, со всем разнообразием их сюжетов и жанров. Сказки на все возрасты и вкусы. В них столько занимательности, мудрости, человечности — и без назидания! С вымышленного мира сказок начинается для маленького зрителя постижение красоты и сложности реального мира, которое станет расширяться и углубляться — ведь с каждым годом будут приходить новые сказки. А вместе с ними, идя от простого к сложному, ребята попадут в мир больших идей, нравственных и духовных ценностей, научатся сопереживать чужому страданию, различать добро и зло. В исконно русском крае, каким является наша Вологодчина, естественно, что русская сказка не сходит с афиши театра. Очень точно выразился В. Белинский: «Дух народа нашего весь выразился в сказках».

К нравственным ценностям своего народа, к таким важным для нас понятиям, как честность, товарищество, щедрость души, трудолюбие и самоотверженность, приобщали детей в разные годы спектакли: «Аленький цветочек», «Иван — крестьянский сын», «Аленушка и солдат», «Конек-горбунок». Сейчас идут на сцене «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Горя бояться — счастья не видать» С. Я. Маршака, а недавно к ним присоединился «Соломенный бычок».

Мы стремимся знакомить юных зрителей с духовным богатством других республик и государств. На нашей сцене жили «Тигренок Петрик» и «Медвежонок Рим-тим-ти», существовал «Остров Сбывающихся желаний», озорничала «Маленькая Баба-Яга», совершались «Приключения маленьких пингвинят» и выяснялось, что «Друзья бывают разные», творила добро «Маленькая фея», прялась «Золотая пряжа», «Букет ландышей» все еще радует глаз «Златовласке» и до сих пор «Пудик ищет песенку».

В последние годы на нашей сцене выстроился «Кошкин дом», «Аистенок и Пугало» мирно соседствуют с «Лисенком-плутом», «По зеленым холмам океана» отправился путешествовать «Непослушный грузовичок», афиши сообщили, что наконец-то «НЛО в городе». И все это для того, чтобы ребята поняли: нельзя жить, «Как кошка с собакой» и что самое замечательное на свете — дружба.

Нашлось место в афише и спектаклям для взрослых. Первый из них — «Чертова мельница» (режиссер А. Волотовский, художник Н. Сапожников) появился в 1969 году и стал проверкой коллектива на творческую зрелость. Доброжелательность зрителя и критики воодушевила театр, он выпускает «Прелестную Галатею» (того же режиссера, художник Л. Ронис), «Жаворонка» Ж. Ануя (режиссер И. Игнатьев, художник А. Игнатьева) и «Две капельки невзгод» (режиссер А. Волотовский, художник А. Гониод-ская). Эта пьеса написана для нашего театра драматургом П. Катаевым по сатирической сказке для взрослых У. Теккерея «Кольцо и роза». На обогащении художественного языка театра, на творческом росте коллектива благотворно отражается приглашение на постановку спектаклей ведущих режиссеров и художников страны. Среди них режиссеры: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии России В. Никитин (Тверь), заслуженный деятель искусств России И. Москалев (Тула), И. Зайкин, Н. Боровков (Санкт-Петербург), В. Куприн (Самара), В. Штейн (Москва); художники: Т. Миронова, Н. Боровенкова, О. Гончарова (Санкт-Петербург), Г. Загарская (Тверь), А. Синецкий, М. Грибанова (Москва).

Театр — творчество коллективное. Драматург, режиссер, художник, актер — от всех в равной степени зависит, чтобы спектакль захватил зрителя, воздействовал на него эмоционально. И, конечно, велика роль композитора в рождении спектакля. Из многих имен хотим выделить два. В 70-х годах активно сотрудничали с театром М. Бонфельд, вологодский композитор, написавший музыку к двум взрослым спектаклям, и И. Рогалев из Санкт-Петербурга — в последние годы театр связывает с ним большая творческая дружба. Его имя стоит на афише более 20 спектаклей...

Большинство театров кукол легки на подъем, много путешествуют. Таков и наш «Теремок». Где мы только ни гастролировали! Мурманск, Архангельск, Воркута, Сыктывкар, Ярославль, Киров, Казань, Кострома, Самара, Рыбинск, Саратов, Иваново, Владимир, Новгород — и это только за последние годы. Наш спектакль «Слоненок» неоднократно показывался по петербургскому телевидению, «Солнечный лучик» в 1982 году выезжал в Москву, в 1987 спектаклем «Золотая пряжа» мы приняли участие в фестивале театров кукол в Нижнем Новгороде, с 1990 года трижды показывали спектакли в Санкт-Петербурге. География наших маршрутов расширилась в 1990 году — театр впервые выехал в зарубежные гастроли. Мы показали спектакли в шести городах Венгрии, в том числе на сцене знаменитого Будапештского театра. В 1991 году «Теремок» пришелся по душе ребятишкам трех городов Финляндии. Но, конечно, чаще всего мы приезжаем к ребятам Вологодчины — нет, наверное, на ее обширной территории уголка, где бы не раздавался счастливый клич: «Куклы приехали!», где бы не устанавливалась ширма, раздвигался занавес и детям открывался бы всегда волшебный и прекрасный мир Театра! А самая большая радость для нас — распахнуть пошире двери своего «Теремка» и воскликнуть: «Добро пожаловать!».

А. ВОЛОТОВСКИЙ, главный режиссер театра. 1992 год

Свой 28-й сезон Вологодский театр кукол открыл в новом здании на улице Ленина, 21.
Это событие произошло 30 октября 1966 года. Шла сказка Ю. Елисеева «Неразменный рубль».

Здание кукольного театра «Теремок» перестроено и оформлено Вологодской производственной реставрационной мастерской (главный архитектор — В. С. Баниге). Художественное оформление театра сделано заслуженным деятелем искусств РСФСР С. Е. Захаровым (Ленинград).