Вологда военных лет
С работой железнодорожников-транспортников впрямую смыкалась деятельность коллектива старейшего предприятия Вологды — паровозо-вагоноремонтного завода (ВПВРЗ), игравшего в годы войны важную роль далеко не местного значения. Об этом можно судить хотя бы по данным, которые приводятся в монографии Г. А. Куманева «На службе фронта и тыла». За 1942-й и первый квартал 1943 года железнодорожный транспорт страны получил всего 8 новых паровозов, а потери их с 22 июня 1941 года составили 3900 из 25 тысяч. В 1942 году не было произведено ни одного нового вагона, а потеряно их в первый период войны более 151 тысячи. Отсюда роль и значение одного из паровозо-вагоноремонтных заводов страны — Вологодского. В годы войны он отремонтировал 1252 паровоза, много вагонов. Кроме того, предприятие выпускало различные виды оружия, в частности минометы, выполняло специальные военные заказы, оборудовало санитарные, авиаремонтные и другого назначения поезда, бронепоезда.
Работать приходилось в крайне трудных условиях. Не хватало людей, а пришедшие на завод новые рабочие и работницы имели низкую квалификацию, большие усилия прилагались на их обучение, укрепление дисциплины, налаживание быта. Из-за нехватки топлива останавливались агрегаты и целые цеха. В январе 1943 года, например, в вагонном, котельном, паровозном и других работали при минус 14°. Были постоянные перебои с сырьем, материалами, электроэнергией.
В годы войны заводу четырежды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, 13 раз — Наркомата путей сообщения и ВЦСПС (последнее оставлено на заводе на вечное хранение.). В 1981 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Вологодский вагоноремонтный завод имени М. И. Калинина (так теперь называется ВПВРЗ) был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активное участие в революционном движении, самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и достигнутые производственные успехи».
Немалую роль в воинских перевозках, в доставке оборонных и народнохозяйственных грузов сыграло Сухонское речное пароходство, управление которого находилось в Вологде на Советском проспекте, и его судоремонтные мастерские (в дальнейшем — судоремонтный завод, ныне — ремонтно-эксплуатационная база флота). В этих мастерских немало делалось и для производства продукции военного назначения, оружия.
Военную продукцию выпускали и другие предприятия Вологды. Машиностроительный завод «Северный коммунар» в 1943 году перешел в основном на производство мин. Особенно большая работа по наращиванию их выпуска проводилась в месяцы сорок третьего года, предшествовавшие сражению на Курской дуге.
В документах завода № 722 Наркомата минометного вооружения (так тогда назывался «Северный коммунар») отмечается, в частности: «...В 1943 году основной доминирующей продукцией была М—82 (82-мм мина.— Г. А.), производство которой пришлось осваивать... Завод увеличил выпуск против прошлого года во много раз...» Одновременно выпускалась и другая военная и гражданская продукция.
На этом предприятии и паровозо-вагоноремонтном заводе активно внедрялся поточный метод организации производства, который во многом способствовал увеличению выпуска военно-промышленной продукции. План 1942 года на заводе № 722 был выше, чем в 1941-м на 29 процентов, в 1943-м он уже превышал план 1941 года на 84 процента и 1942-го-на 43.
Выпуском продукции для фронта были заняты в Вологде также швейная фабрика (два ее производственные здания размещались на улице Мира и улице Ленина),овчинно-меховая, ряд других предприятий и артелей. Активную роль в создании и формировании автодорожных войск Красной Армии сыграл Вологодский авторемонтный завод.