Насон - История города Вологды - Вологда Военных лет ч.9

Вологда военных лет

Значительную помощь вологжане оказали Ленинграду.

Нити, связывавшие страну с этим городом, сходились в Вологду. Отсюда весь поток грузов для Ленинграда и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге через Тихвин на Волхов, оттуда на Ладогу. «Этой однопутной тогда линии со слаборазвитыми станциями надлежало заменить собой все другие железнодорожные магистрали, связывавшие до блокады город со страной»,— вспоминал 3. И. Кондратьев, бывший в годы войны начальником Автоуправления Красной Армии.

Авторы книги «Воздушный мост» В. И. Михельсон и М. И. Ялыгин называют Вологду «главным стратегическим центром снабжения блокированного Ленинграда». Эти же авторы отмечают, что в сентябре 1941 года Государственный Комитет Обороны, рассмотрев предложения Военного совета Ленинградского фронта об организации воздушно-транспортной связи блокированного Ленинграда со страной, обязал Главное управление ГВФ и командование ВВС Красной Армии в срочном порядке определить и подготовить несколько тыловых авиабаз, с которых транспортные самолеты будут летать в Ленинград. «В первую очередь внимание было обращено на Вологодский авиационный узел». Аэропорт в Вологде находился близ пригородного села Прилуки. Осенью 1941 года здесь базировался 232-й авиационный отряд Особой Северной авиагруппы ГВФ. Здесь же стали базироваться транспортные самолеты, прилетевшие из Москвы для доставки в Ленинград военных грузов и продовольствия. В первый день создания «воздушного моста» в Ленинград с Вологды вылетело тридцать самолетов ПС-84, на третий день — уже пятьдесят, взявших для осажденного города 120 тонн грузов. Однако на полет туда и обратно каждого самолета (они летали поодиночке) уходило почти восемь часов. Поэтому через некоторое время самолеты Московской авиагруппы особого назначения были отозваны с Вологодского аэродрома на другие, расположенные ближе к Ленинграду. «Но вся огромная работа по организации Вологодской авиабазы и первый опыт полетов из Вологды в Ленинград,— отмечают авторы книги,— не были напрасными. Дальний маршрут воздушного моста в блокированный Ленинград был проложен. В последующем одна из основных авиабаз будет из Вологды перенесена в Череповец, и с ее аэродромов по тому же маршруту в Ленинград полетят группы дальних бомбардировщиков ТБ-3».

25 ноября 1941 года в Вологду прибыл секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Т. Ф. Штыков. Военный совет фронта назначил его своим уполномоченным в городе, через который шли все грузы для Ленинграда. Т. Ф. Штыков имел трех помощников по продовольственному и интендантскому имуществу, по горюче-смазочным материалам и по артиллерийскому снабжению. Кроме того, в его распоряжении были работники управления фронта и хозяйственных организаций Ленинграда, которые направлялись на крупные железнодорожные узлы для организации погрузки и контроля за быстрейшим продвижением грузов. Т. Ф. Штыков ежедневно информировал Военный совет фронта о ходе отгрузки и передвижении грузов для Ленинграда. Группа размещалась на первом этаже здания Вологодского обкома ВКП(б) (Каменный мост, 4, ныне здесь горисполком), была в постоянном контакте с руководством обкома.

Важную роль сыграла Вологда в эвакуации ленинградцев, которая началась с лета 1941 года. Особенно тяжелыми были зима и весна 942 года, когда из Ленинграда было вывезено 554186 человек. Через Вологду прошло 215 эшелонов, в которых ехало 486287 эвакуированных. Вологжане сделали все возможное, чтобы облегчить путь в эвакуацию больным, ослабевшим от голода людям. 5149 тяжело больных были сняты с поездов и оставлены в госпиталях и больницах Вологды. Все они находились в тяжелом состоянии, с дистрофией второй и третьей степени с сопутствующими желудочно-кишечными заболеваниями и отеками, большое количество людей — с обморожениями. Всех спасти не удалось. В шести эвакогоспиталях, созданных специально для ленинградцев, и двух больницах города умерло 1928 человек.

С 1 июня по 30 августа 1942 года через Вологду прошло 188 поездов с эвакуированными ленинградцами, в них 383438 человек. Заболеваемость и смертность в пути по сравнению с зимними перевозками имели небольшой процент.

...27 августа 1988 года в Вологде, на Пошехонском шоссе, был открыт мемориал ленинградцам, умершим в этом городе во время эвакуации. Он сооружен по совместному решению Ленинградского и Вологодского горисполкомов. На его открытии присутствовала делегация Ленинграда, которая передала вологжанам капсулу с землей Пискаревского кладбища...