Вояжи вологжан на Курилы и Командорские острова.
После продажи в 1867 году Соединенным Штатам Америки Аляски и ряда других владений в Русской Америке России остались лишь Курилы и Командорские острова. С 1875 по 1945 годы Курильские острова находились под управлением Японии. В результате же победы СССР во Второй мировой войне они были возвращены нашей стране. Этот архипелаг, находящийся на границе Охотского моря с Тихим океаном, расположен между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), включает более 30 значительных и много мелких островов и скал. Еще в те далекие времена, когда земли полуострова Камчатка только осваивались, внимание россиян привлекало и то, что расположено южнее Камчатки. Так, в 1649 году приказчик великоустюгских купцов Усовых Федот Попов (сподвижник Семена Дежнева) прошел, огибая юг Камчатки, проливом, который ныне носит название Первого Курильского. Следует иметь в виду, что в ту пору «Курильской землей» назывался юг Камчатского полуострова, населенный «курильскими мужиками» — айнами. В XVII — XVIII веках они были и коренными жителями Курильских островов. Не исключено, что, проходя проливом, Федот Попов мог видеть ряд островов на севере Курильской гряды.
Спустя 50 лет, в расцвет царствования Петра I, первые для России сведения о Курильских островах («курильских мужиках») к югу от Камчатки сообщил Владимир Атласов, уроженец Великого Устюга, но к тому времени значившийся якутским казаком. В представленной в Москву «скаске» он писал, что против первой Курильской реки (имелся в виду Первый Курильский пролив) «на море как бы остров есть». В честь первооткрывателя Курил потомки назвали один из островов Северной группы Курильского архипелага островом Атласова. В наше время подвиг землепроходца вспомнили географы, посетившие в 1946 году архипелаг в составе Курильской экспедиции. Они-то и присвоили имя Атласова вулкану и одной из бухт, находящихся на Курилах.
В 1733 —1739 годах на Курильских островах побывали две экспедиции М. Шпанберга. В них участвовал и устюжанин Михаил Неводчиков. В 1765 году из Охотска на Курилы великоустюгским купцом Василием Шиловым и его компанейщиками было направлено судно «Св. Петр». Мореходом был назначен опытный землепроходец Андреян Толстых, ранее служивший на судах тотемских купцов Пановых и Холодиловых. Он с многочисленным экипажем намеревался исследовать ряд до того времени неизвестных островов и организовать на них промысел морских зверей. Но экспедиция закончилась трагически. При возвращении судна в Охотск оно было разбито у скал Шипунского мыса. Мореход Андреян Толстых и почти весь экипаж были погребены в морской пучине.
Наконец, в 1771 году вологодский купец Матвей Оконишников совместно с купцом якутским Прокопием Протодияконовым направили на Курилы компанию на судне «Св. Прокопий». Промысел вели на острове Уруп и мелких островах, прилежащих к нему. Участие вологжан в исследовании, а тем более в описании и освоении Курильских островов было значительно меньшим по масштабам, чем решение этих задач на Командорских и Алеутских островах. Тем не менее и здесь вологжане оставили свои следы.
Первыми на морском пути от Камчатки в Русскую Америку, вслед за Курилами, были освоены Командорские острова. 5 ноября 1741 года бурные морские волны перебросили корабль «Св. Петр», на котором возвращался Витус Беринг и его спутники, через рифы, и промокшие и обессиленные моряки оказались на берегу безымянного острова. 8 декабря, после долгих мучений, прославленный мореход скончался. В честь его безымянный доселе остров и был назван островом Беринга.
Другой остров, открытый в 1745 году сержантом Емельяном Басовым, получил название остров Медный. Эти острова и примыкающие к ним ряд мелких островов и скал в честь Витуса Беринга были названы Командорскими островами. Они не раз становились местом промысла или промежуточным пунктом на пути к Алеутским островам многочисленных промысловых партий. Во время зимовок промышленники заготавливали здесь мясо и жир сивучей и морских коров, а шкуры этих животных использовали для изготовления малых судов (байдар и байдарок). Не раз останавливались здесь и вологжане.
Первым среди них был мореход из Яренска Степан Глотов, прибывший сюда на шитике «Св. Иоанн», снаряженном компанией тотемского купца Федора Холодилова. Компанейщики промышляли на острове Беринга в 1747—1748 годах. Пытались они добраться и до острова Медного, но не нашли его и вернулись на Камчатку. Вторично на острове Беринга Степан Глотов побывал в 1758 году, направляясь на судне «Св. Иулиан» к Алеутским островам. Неблагополучные восточные ветры мешали достичь поставленной цели и вынудили зазимовать на Командорах. Только 1 августа 1759 года, пополнив свои съестные припасы, команда «Св. Иулиана» продолжала плавание.
Волею случая попала на Командорские острова и команда с судна «Перкун и Занат» устюжских купцов Ивана Бахова и Никиты Шалаурова. Эта компания, созданная по инициативе сольвычегодского купца Жилкина, в отличие от других подобных компаний, начала свое плавание не из Охотска или из Камчатских портов, а из устья реки Анадырь с целью «проведывания из Анадыря-реки морской коммуникации на Камчатку». Уже в самом начале плавания они «долго носились в море неведомом» и, наконец, корабль прибило к острову Беринга. Став на якорь и оставив судно без присмотра, команда увлеклась морским промыслом. В это время налетел шторм, сорвал корабль с якоря и разбил вдребезги. Незадачливым путешественникам пришлось зазимовать. За зиму и весну из остатков принадлежавшего В. Берингу судна «Св. Петр» и выкидного леса было сооружено небольшое судно, на котором компанейщики предприняли попытку продолжить плавание на Восток «по взысканию неведомой земли». Но малая надежность судна заставила их вернуться сначала на остров Медный, а затем и в Большерецк на Камчатку. Подобная неудача постигла и экипаж с судна «Св. Борис и Глеб», вышедшего в морской вояж в 1752 году. Мореходом передовщиком на нем был тотемский разночинец Балалаев. У острова Беринга судно потерпело крушение, но экипажу удалось спастись. Виновником крушения признали морехода и команда сместила его. Из остатков ранее разбитых судов и выкидного леса построили новое судно «Св. Авраам» и через две зимы после крушения продолжили плавание.
Дважды на Командорских островах зимовали компанейщики судна «Захарий и Елизавета», оба раза снаряженного компанией вологодских купцов Василия и Федора Кульковых. В первую зимовку мореходом на судне был тотемский купец Степан Черепанов. Второй же раз во главе зимовщиков стоял мореход Петр Дружинин, прибывший на Командоры в 1762 году. Через два года он и все компанейщики с этого судна погибли в стычке с островитянами, происшедшей на Лисьих островах. Дважды, в 1756 и в 1760 годах на острове Беринга зимовали и вели промысел компанейщики с судна «Андреян и Наталья», снаряженного оба раза компанией тотемского купца Федора Холодилова. В 1774 году там же промысел вели компанейщики с судна «Св. Прокопий», снаряженного компанией великоустюгского купца Федора Шубина. В 1785 году промысел на Командорских островах начали компанейщики с судна «Св. Георгий», принадлежавшего компании тотемских купцов Пановых. Это была, пожалуй, самая длительная и последняя промысловая экспедиция компании вологжан, действовавшая на этих островах около восьми лет и возвратившаяся на Камчатку только в 1793 году.