Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Туманов Алексей Тихонович (14.02.1909, д. Большое Ново-Судского поселкового Совета Череповецкого р-на - 12.12.1976, Москва)

Видный ученый в области авиационного материаловедения, член-корреспондент АН СССР (1970, специализация «физикохимия и технология неорганических материалов»), доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель науки и техники СССР, генерал-майор авиации, награжден 8 орденами.

Алексей Тихонович Туманов — создатель многих материалов для космоса и атомной промышленности. В течение 35 лет он возглавлял Институт авиационных материалов — ведущий центр, который обеспечивает прогресс авиационно-космической техники и прогрессивных отраслей промышленности в нашей стране. Окончив электромашиностроительный институт (1934), он начал свою деятельность в знаменитом ЦАГИ под руководством авиаконструкторов В. М. Петлякова и А. Н. Туполева. Основательные знания и выдающиеся организаторские способности позволили ему стать одним из основоположников и лидеров отечественного материаловедения: в 28 лет он возглавил крупный самолетостроительный завод, в 29 лет (в июне 1938) назначен начальником Всесоюзного института авиационных материалов. По совместительству во время войны он занимал пост начальника Главного технического управления Наркомата авиационной промышленности (в этот период стали выпускать штурмовик Ил-2, истребители ЛаГГ и МиГ). После войны для реактивной авиации и другой новой техники под его руководством освоены высокопрочные алюминиевые сплавы, создан оригинальный AL-Li сплав 1420, разработаны сплавы на основе титана, разработаны жаропрочные никелевые деформируемые и литейные сплавы, начато создание композиционных материалов, в том числе металлокомпозитов, освоены и внедрены новейшие неметаллические материалы (стеклопластики и ориентированное оргстекло, теплозащитные покрытия и теплозвукоизоляционные материалы, герметики и резины, лаки и краски, полимерные теплостойкие клеи и др.).

Родился Алексей Тихонович в многодетной (6 детей) крестьянской семье. Он начал было учиться в Череповецком педагогическом техникуме, но учебу прервал из-за материальных трудностей и работал разнорабочим на лесозаготовках. В 1926 г. Череповецкий губком комсомола командировал его на учебу на рабфак Ленинградского сельхозинститута, но после окончания рабфака (1929) Туманов поехал в Москву и поступил в электромашиностроительный институт им. Я. Ф. Каган-Шабшая (это был известный инженер-электротехник), который опекали нарком просвещения А. В. Луначарский и председатель ВСНХ В. В. Куйбышев. Институт должен был выпускать не «молодых специалистов», а высококвалифицированных специалистов- производственников. Преподаватели были как на подбор: академик П. П. Лазарев, М. В. Келдыш. М. А. Лаврентьев, В. В. Добровольский и др. На 1—2 курсах Туманов, обучаясь, работал на электромашиностроительном заводе «Динамо», затем — на самолетостроительном заводе, а последние два институтских года — в бригаде В. М. Петлякова в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

Окончив в 1934 г. учебу, он работает три года заместителем начальника группы конструкторов ЦАГИ, а затем назначается директором опытного завода ЦАГИ, где проявил незаурядные способности в организации научной и производственной деятельности. Кстати, он активно участвовал в реализации идеи А. Н. Туполева — проектировании и строительстве цельнометаллического самолета (до этого самолеты были деревянными). В 1939 г. он становится самым молодым в стране директором всесоюзного института (номенклатура ЦК) — начальником Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) и работает на этом посту до конца своих дней.

В первые годы работы молодой директор решил перспективные задачи: 1) создал новую материальную базу (расширен механический цех, созданы цех по обработке металлов давлением и цех литья, укреплена база для испытаний, созданы условия для производства неметаллических материалов; 2) создал коллектив ученых и производственников (у него работали С. Т. Кишкин, Н. М. Скляров. И. Н. Фридляндер, Я. М. Потак, М. Б. Альтман и др.).

В короткие сроки были созданы и внедрены в производство отечественные высокопрочные стали (ЗОХГСА, ЗОХГСНА), а также алюминиевые сплавы типа Д16 для цельнометаллического самолета. Но первый орден — Красной Звезды — Туманов получил за исследование такого материала, как дельта-древесина. Дельта-древесина — слоистый материал с повышенной прочностью и негорючестью, широко использовался в самолетах Лавочкина. Сейчас из него делают лопасти винтов легких и спортивных самолетов и некоторые рулевые винты вертолетов.

Во время войны институту пришлось работать на ряде новых направлений. Каждый самолет в стране был на счету, и Туманов организовал помощь фронту по ремонту техники в передвижных ремонтных мастерских. Но основные задачи были более сложными: повышение живучести и ресурса боевых самолетов, помощь перебазированным в тыл заводам, освоение новых технологий и материалов АЛ-Я изготовления самолетов и двигателей. Важнейшая работа того времени — разработка авиационной брони (ее авторы — помощники А. Т. Туманова С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров), благодаря которой Ил-2 стал летающим танком. Сам Туманов участвовал в создании высокожаропрочного сплава и метода наплавки клапанов, что позволило резко повысить мощность авиадвигателей (Государственная премия, 1943). Следует отметить и исследования по созданию прозрачной брони. В августе 1944 г. А. Т. Туманову было присвоено звание генерал-майора-инженера. Орденами Ленина были награждены институт, его руководитель и ведущие сотрудники ВИАМ.

После войны планы коллектива изменились: нужно было создавать пассажирские и транспортные самолеты. Широкая кооперация с ведущими НИИ химии, металлургии и машиностроения — магистральное направление, детально освоенное А. Т. Тумановым, —пригодилось и здесь.

Была определена и решена по-настоящему прорывная задача в области авиации — создание жаропрочных сплавов для газотурбинных двигателей. Идея такого двигателя была давно предложена, но не было материалов, способных работать в сверхвысокой температуре, в окислительной среде и при высоких нагрузках. Но здесь Туманова чуть не обогнал англичанин Гриффите, который предложил сплав на основе никеля. Гриффите за это был удостоен звания пэра Англии, а тумановскому институту лично И. В. Сталин поручил разработать сплавы лучше, чем в Англии. С. Т. Кишкин (в это время уже академик) со своей группой разработал гетерофазную теорию жаропрочности, которую стали резко критиковать, а Туманов активно поддержал. Новые жаропрочные сплавы, литейные и деформируемые, были разработаны в сжатые сроки. Но за это же время были разработаны новые методы физико-химического анализа металлических и интерметаллидных сплавов, методы электронно-микроскопического анализа сплавов и сталей.

А Туманов уже взялся за новую проблему — разработку магнийтермического метода получения титана. Титан незаменим для компрессора газотурбинного двигателя: высокопрочный, жаропрочный и коррозионностойкий. И эта задача была решена, оценка за результат — Ленинская премия.

В связи с развитием реактивной авиации необходимо было совершенствовать и уже освоенный материал — алюминиевые сплавы, в частности для фюзеляжа, низа и верха крыла. Вместе с И. Н. Фридляндером начальник ВИАМ руководил этой работой: был создан высокопрочный алюминиевый сплав В95.

Особое внимание А. Т. Туманов уделял разработке неметаллических материалов — в них он видел перспективу летательных материалов будущего, например, создание прозрачных пластиков — органических стекол для остекления кабин скоростных самолетов (Государственная премия). Однако оставалась проблема повышения теплостойкости полимерных материалов до 300о С и более. Туманов добивается создания в Академии наук СССР научного совета по теплостойким полимерам, организует в своем институте несколько новых полимерных лабораторий. Кстати, попутно придумали негорючие декоративно-отделочные материалы.

А вот для разработки и производства композиционных материалов (на полимерной и металлической основах), необходимых для многих отраслей, пришлось не только задействовать научный потенциал ВИАМ и отраслевых институтов АН СССР: мало изобрести и опробовать материалы, нужно наладить их производство в промышленных масштабах. Благодаря настойчивости Алексея Тихоновича 3 июля 1970 г. было принято специальное постановление Совета Министров СССР. Предвидение А. Т. Туманова оправдалось: в конструкциях пассажирских самолетов Ил и Ту, в военной авиации композиционные материалы дали существенное улучшение летных характеристик, прежде всего они облегчали вес летательных аппаратов.

В послевоенные годы А. Т. Туманов организовал работы по созданию материалов для атомной энергетики, в частности по созданию тепловыделяющего элемента (тонкостенных труб из алюминиевого сплава) для первого промышленного атомного реактора, а также двигателя атомохода «Ленин» (1957 — орден Ленина).

Думая о перспективах авиационного материаловедения, Туманов не жалел сил на подготовку кадров.

А еще он был членом президиума научно-технического совета Министерства авиационной промышленности, заместителем председателя научного совета АН СССР по конструкционным материалам, занимался Большой советской энциклопедией, несколькими журналами.

В коллективе ВИАМ помнят об Алексее Тихоновиче как ученом-новаторе, поддерживающем самое передовое в науке. А еще вспоминают его благожелательность, порядочность, внимание к товарищам по работе, высокий уровень интеллекта, умение создать благоприятный климат в коллективе. В мифологию института вошли его принципиальность и бескомпромиссность, он умел отстаивать свои убеждения, особенно в дискуссиях с партийными чиновниками. Злопамятство одного из них (заведующего отделом военной промышленности ЦК КПСС) стало причиной смертельного инфаркта А. Т. Туманова.

Алексей Тихонович любил природу. Прекрасно знал поэзию С. Есенина. Покоритель различных материалов — от дерева до высокопрочных композитов, он бережно относился к друзьям, был умным начальником и хорошим товарищем для виамовцев.

Литература: Петров Б. В., Шалин Р. Е. Организатор и творец авиационного материаловедения // Созвездие. — Кн. 3. — М., 2005. - С. 15-30; Скляров Н. М. Путь длиною в 70 лет: от древесины до суперматериалов. — М., 2002. — С. 423 — 426. 
Г. В. Судаков
<<< Назад В начало Далее >>>