Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Тутунджан Джанна Таджатовна (22. 09. 1931, г. Москва)

Живописец, график. Заслуженный художник РСФСР (1972), народный художник РФ (2004). Член Союза художников СССР (1964). Живет и работает в Вологде с 1959 г. Участник выставок с 1959 г. Автор тематических картин и графических серий, посвященных женщинам вологодской деревни.

Звание народного художника Российской Федерации было присвоено Джанне Таджатовне Тутунджан лишь в 2004 г. Но поистине народная любовь и уважение сопровождают ее произведения на протяжении всех лет творческой деятельности.

Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Закончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1959). Училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.

После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества — поведать миру о простых и прекрасных людях(«Пожар»). И вместе с этим в каждой картине художника подчеркнута живая связь с натурой. Она пишет современных людей и современную жизнь. Практически каждое этапное полотно Тутунджан по глубине замысла и лаконизму выразительной формы — это социальный жанр, где частный мотив перерастает в обобщенный образ- символ. «Незабудки» (1969) и «Гори ясно» (1976), «Пожар»(1991), «Вольному — воля» (1996) и «Берегиня» (2001) — картины одной темы, хотя созданы в разные годы и разделены десятилетиями. Начатый еще в самом начале творческого пути диалог художницы со зрителем о смысле жизни человеческой продолжается и сейчас.

Наверное, самые животрепещущие вопросы современной жизни сосредоточены в «деревенских» работах Тутунджан. Ее любимые героини, пережив войны и революции, не растеряли самого главного — веры и надежды. Именно они, эти крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются «корнем рода» человеческого, его «надёжей». Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не боящаяся взять на себя роль «Берегини».

Выразительные средства, которые использует в своих живописных произведениях художница, невольно отсылают нашу память к русской иконописи. «Фресковым» называли многие исследователи язык ее монументальных картин, и сама Тутунджан использует в них притчу как сюжетную канву. Ее деревенские герои сродни средневековым святым и мученикам, только не легендарным, а живущим сегодня на нашей земле. Да и названиями своих картин она «будит» нашу национальную память: «Несущий свой крест», «Матушка царица небесная», «Троица», «Всевидящее око»... «По правде и по совести» художница ведет диалог со зрителем практически в каждой своей работе. В жанре портрета она обращается к людям хорошо знакомым и любимым, проповедуя и утверждая через них идеал духовной красоты и богатства. Наверное, потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а цвет и изобразительные детали помогают раскрыть главное, что ценит она в их характере: творческий порыв, увлеченность, преданность.

Выставки Джанны Таджатовны обычно собирают самую большую аудиторию. В чем же феномен популярности произведений Тутунджан у публики? Конечно, не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим в провинции, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры.

Литература Белов В. И. Постижение //Литературная Россия. — 1969. — 7 ноября. Герчук И. Тихая графика // Творчество. — 1971. — № 1. Голенький Г. Познанье сути бытия // Художник. — 1977. — № 1. Воронова О. А. Художники Вологды. — Л., 1979. Романов А. А. Правда Джанны Тутунджан // Искры памяти. - Вологда, 1995. Джанна Тутунджан. Родниковая страна. Альбом-каталог юбилейной выставки /Автор-составитель Дементьева Г. В. — Вологда, 2001. 
Л. Г. Соснина
 
«Как художник я родилась в Вологде. Как гражданин — в Москве. Как человек, я родилась и живу на Земле, и мне не все равно, какая она и что с ней будет».  Д. Т. Тутунджан
 «Дело для художника, видимо, не в том, где жить. Дело в том, чем и как жить, чьими болеть болями, чьими радоваться радостями». 
В. И. Белов — о первой персональной выставке Д. Тутунджан.
<<< Назад В начало Далее >>>