Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Иосиф (Петровых Иван Семенович) (15.12.1872, г. Устюжна - 20.11.1937, г. Чимкент)

Митрополит Петроградский, крупный богослов.

Родился В Г. Устюжне в многодетной мещанской семье. Отец, Семен Кириллович, был пирожником, мать, Евдокия Ивановна, — домохозяйкой. Мальчик окончил Устюженское духовное училище, а затем Новгородскую духовную семинарию (1895). В числе лучших воспитанников семинарии он был принят на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1899 г. юноша закончил академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 9 сентября 1900 г. был утвержден доцентом академии по кафедре библейской истории, одновременно он активно изучал северный народный говор. 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от ТроицеСергиевой лавры, он был пострижен в монахи с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил ректор Московской духовной академии, преосвященный епископ Волокололамский Арсений (Стадницкий). 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября — во иеромонаха.

В феврале 1903 г. Иосифа удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а 9 декабря того же года назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской духовной академии. 18 января 1904 г. отец Иосиф был возведен в сан архимандрита, а в июне 1906 г. назначен настоятелем первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф был перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. 27 февраля 1909 г. состоялось постановление Святейшего Синода о возведении Иосифа в сан епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротонисан он был 15 марта 1909 г. в Свято- Троицком соборе Александро- Невской лавры в СанктПетербурге.

С 27 февраля 1909 г. вплоть до закрытия этой обители в 1923 г. владыка был настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в городе Ростове Великом. Ярославскую епархию возглавлял тогда в сане архиепископа будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Белавин).

В 1905-1914 гг. под инициалами А. I. была издаКазанский храм (г. Устюжна) на книга духовных размышлений преосвященного Иосифа «В объятиях Отчих. Дневник инока». Многие записи дневника свидетельствуют, что он готовил себя к духовному подвигу. Кроме данной книги, им было опубликовано до 1917 г. еще около 80 работ: проповеди, статьи, посвященные образованию, труды по богословию и др.

События 1917 г. застали владыку Иосифа в Ростове. После непродолжительного временного управления Рижской епархией в 1918 г. он вновь вернулся в Ростов. 7 июля 1919 г. он был первый раз арестован Ярославской ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном», но после месячного пребывания во внутренней тюрьме ВЧК в Москве его выпустили. 22 января 1920 г. Иосиф был возведен в сан архиепископа и назначен Святейшим патриархом Тихоном архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июня 1920 г. владыка вновь был арестован по обвинению в антисоветской агитации и провел три недели в Ярославской тюрьме, но после многочисленных протестов верующих освобожден. Вместе с тем Президиумом ВЧК от 26 июля 1920 г. он был приговорен к одному году заключения условно с предупреждением о неведении агитации.

В мае 1922 г. архиепископ Иосиф вновь был арестован. Ему ставилось в вину «противодействие» акции Советской власти по изъятию церковных ценностей». 19 июля Ярославский губернский революционный трибунал приговорил владыку к четырем годам лишения свободы, однако по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 января 1923 г. он оказался освобожден досрочно.

После ареста в мае 1922 г. патриарха Тихона руководство церковью перешло к обновленцам, которые были лояльно настроены к советской власти. Архиепископ Иосиф, как и многие другие церковные иерархи, не принял «обновленчества». Власть отвечала непокорным церковным деятелям репрессиями. В самой церкви велась сложная борьба между «тихоновцами» и «обновленцами».

В августе 1926 г. архиепископ Ростовский Иосиф был назначен митрополитом Петроградским. 11 сентября он совершил богослужение в СвятоТроицком соборе Александро-Невской лавры. Верующие с надеждой восприняли это назначение, так как новый митрополит пользовался большой популярностью. 13 сентября митрополит Иосиф уехал в Ростов, чтобы проститься со своей ростовской паствой, но возвратиться в Ленинград ему ОГПУ уже не дало.

В ноябре 1926 г. был арестован Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. Его обязанности перешли к митрополиту Иосифу. Считая, что и его власти не оставят на свободе, Иосиф обратился 25 ноября (8 декабря) 1926 г. с завещательным посланием «К архипастырям, пастырям и пасомым Русской православной церкви», в котором по традиции назначил трех возможных преемников — архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича). 29 декабря 1926 г. Иосиф был арестован и доставлен в Николо-Моденский монастырь в Устюженском районе с запрещением покидать его. Несмотря на подобные ограничения, Иосиф продолжал управлять Ленинградской епархией через своих викариев. 29 июля 1927 г. освобожденный из заключения митрополит Сергий (Страгородский) вновь принял на себя обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Совместно с членами созданного им Временного Синода он выпустил «Послание к пастырям и пастве» (Декларацию 1927 г.) о лояльности Русской Церкви советской власти. Подобное изменение политики некоторые церковные деятели восприняли негативно. Одним из шагов по примирению нового церковного руководства с советской властью стало решение о переводе неуступчивого митрополита Иосифа с Ленинградской на Одесскую кафедру. Это вызвало недовольство и среди мирян, и среди некоторых церковных деятелей. Иосиф пользовался большим авторитетом и в епархии, и в Церкви вообще. Всем было понятно, что строптивого митрополита хотят отправить на менее влиятельное место. Сам митрополит Иосиф отказался подчиниться указу о переводе и отправил митрополиту Сергию письмо, где упрекнул его и высшую церковную власть «в плачевно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу». Попытки ряда церковных деятелей и мирян воздействовать на Сергия, чтобы он отменил перевод Иосифа на Одесскую кафедру, успеха не имели. Тогда епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий, взяв на себя инициативу, подписали акт отхода от митрополита Сергия. В ответ Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Синод 30 декабря 1927 г. приняли постановление о запрещении в священнослужении отошедших ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). С этого времени Московская патриархия (в лице митрополита Сергия и созданного при нем Синода) стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками.

Митрополит Иосиф поддержал неподчинившихся Сергию епископов. В Церкви возникло движение, получившее название по имени самого авторитетного его представителя — «иосифлянство». «А^^о обстоит так, — писал владыка Иосиф ленинградскому архимандриту Льву (Егорову), — мы не даем Церкви в жертву и расправу предателям и гнусным политиканам и агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами откалываемся от Нее, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр Истинной Православной Церкви, а врагами Ее, предателями и убийцами считаем тех, кто не с нами и не за нас, а против нас». 27 марта 1928 г. сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении, но он не подчинился этому постановлению.

Уже к середине 1928 г. иосифляне распространили свое влияние далеко за пределы Ленинградской области: в Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. Иосифлянские приходы имелись в Московской, Архангельской, Воронежской, Вятской, Черниговской епархиях, на Украине, на Северном Кавказе, в Татарии, на Урале, в Башкирии, Казахстане, в Сибири и на других территориях. Имея внешне церковноканоническую оболочку, иосифлянское движение с самого начала приобрело явно политическую, антиправительственную направленность. Именно так оценивало это движение и Советское государство. Начались закрытия храмов и аресты наиболее активных иосифлян.

Сам митрополит Иосиф был арестован 12 сентября 1930 г., помещен сначала в ленинградскую тюрьму, а в декабре 1930 г. в московскую. 3 сентября 1931 г. по делу «Всесоюзного центра Истинное Православие» он был приговорен Коллегией ОГПУ к пяти годам концлагеря с заменой высылкой в Казахстан на тот же срок.

В ссылке он жил сначала под Чимкентом, а затем в самом Чимкенте. Поддерживал отношения с другими ссыльными антисергианами, принимал посланцев из разных областей, совершал тайные службы в нелегальных общинах иосифлян. Хозяйство митрополита вела монахиня Мария (Коронатова), бывшая учительница из Устюжны, последовавшая за ним в ссылку. 24 июня 1937 г. митрополит Иосиф был арестован и помещен в тюрьму г. Чимкента. Вместе с ним в одной камере содержался митрополит Кирилл (Смирнов). Митрополиты обвинялись в контрреволюционной деятельности. 19 ноября 1937 г. заседанием «тройки» управления НКВД по Южно-Казахстанской области они были приговорены к высшей мере наказания. 20 ноября 1937 г. оба они вместе с большой группой духовенства были расстреляны (в литературе, правда, называются и другие даты кончины Иосифа).

Имя митрополита Иосифа было причислено в числе других мучеников и исповедников к лику святых Русской зарубежной церковью в 1981 г., а Русской православной церковью Московского патриархата — в 2000 г.

Литература Хрусталев М. Ю., Гусев О. А. Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников российских // Устюжна: Историко-литературный альманах. - Вып. II. - Вологда, 1993. - С. 147-152. Хлебников М. Дополняя житие святителя Иосифа Петроградского // Православная жизнь. — 1999. — № 2(590). С. 13-15. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. — СПб., 1999. 
Ф. Я. Коновалов
<<< Назад В начало Далее >>>