Насон - История города Вологды - Знаменитости

Знаменитые люди Вологды


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

Ильюшин Сергей Владимирович (31.03.1894, д. Дилялево, Вологодский р-н - 9.02.1977, Москва)

Ильюшин С.В.

Авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник- инженер (1957), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).

Родился в деревне Дилялево Вологодской губернии в крестьянской семье. Отец — Владимир Иванович, мать — Анна Васильевна. В семье было семь детей, поэтому мальчик рано начал помогать по хозяйству. В 1905 г. окончил земскую начальную школу в с. Березники. В 1909—1910 гг. работал чернорабочим на фабрике в с. Яковлевское в Костромской губернии, затем на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, в имении «Осипово» в Вологде, на заводах «Невский», «Тентелевский» и Комендантском аэродроме Петербурга. В 1911 г. — возчик молока маслодельного завода деревни Березники Вологодской губернии. В 1912 г. — чернорабочий, табельщик, смазчик на станции Бурея Амурской железной дороги. В 1913—1914 гг. — чернорабочий, смазчик, помощник машиниста экскаватора на Балтийском судоремонтном заводе в Ревеле. В 1915—1916 гг. — нижний чин, писарь управления Вологодского воинского начальника. В 1917— августе 1918 г. — помощник авиамоториста Комендантского аэродрома в Петрограде. Сдал экзамен на пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. В августе 1918 — мае 1919 г. — заведующий отделом сооружений Вологодского совета коммунального хозяйства. В мае 1919 — октябре 1921 г. — авиамеханик,, старший авиамеханик, военком 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й Красной армии, Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской Красной армии.

В октябре 1921 г. С. В. Ильюшин начал учиться в Институте (с 1922 г. — Академии) воздушного флота. Во время учебы увлекся конструированием планеров и в 1923 г. на базе кружка молодых энтузиастов авиации в мастерских тяжелой и осадной артиллерии построил свой первый планер. В 1924 г. им был создан второй, а в 1925 г. — третий планер. Последний аппарат принимал участие в соревнованиях, которые проводились в Германии. В июне 1926 г. С. В. Ильюшин окончил Академию и получил звание военного инженерамеханика воздушного флота.

С июня 1926 г. по декабрь 1931 г. С. В. Ильюшин возглавлял самолетную секцию Научного комитета ВВС. В конце 1931 г. он возглавил конструкторское бюро ЦАГИ, которое в тот период было одной из ведущих организаций в самолетостроении, а в 1933 г. — одну из конструкторских бригад Центрального конструкторского бюро (ЦКБ). В 1936 г. был выпущен самолет ЦКБ-26, в проектировании которого принимала участие и бригада Ильюшина, а затем под руководством С. В. Ильюшина создана более совершенная модификация этой машины — ДБ-3. Самолет был принят на вооружение ВВС СССР и запущен в серийное производство. На этом самолете летчиком В. К. Коккинаки был установлен ряд мировых рекордов высоты полета с различными грузами и дальности полета. Модификация самолета ДБ-3 под названием ИЛ-4 использовалась в годы Великой Отечественной войны в качестве фронтового бомбардировщика. Именно на этом самолете авиагруппа под руководством полковника Е. Н. Преображенского нанесла первый бомбовый удар по Берлину в самом начале Великой Отечественной войны.

В августе 1936 г. (по другим данным — в сентябре 1935 г.) бригада Ильюшина была официально переименована в Опытное конструкторское бюро при авиазаводе им. В. Р. Менжинского, и С. В. Ильюшин занял пост, на котором проработал до пенсии, — Главного конструктора (позднее — Генерального конструктора) самолетов. Одновременно С. В. Ильюшин возглавил отдел опытного самолетостроения в Главном управлении авиационной промышленности (с 1936 г. — Главное управление опытного самолетостроения в Народном комиссариате оборонной промышленности). Лишь в 1938 г. он настоял на освобождении от этой административной должности, чтобы целиком сосредоточиться на конструкторской работе.

Уже в ходе работы над бомбардировщиком ильюшинское ОКБ в инициативном порядке начало проектирование самолета-штурмовика. Попытки создания такого самолета в СССР делались (ТШ-1, ТШ-3, ТШ-9, «Иванов» и др.), но все они были не очень успешными. Ильюшину удалось найти нужное сочетание скорости, маневренности, дальности полета, огневой мощи и средств защиты при создании данного типа машины, и в сентябре 1939 г. опытный образец самолета- штурмовика ИЛ-2 (первоначальные названия ЦКБ-55, БШ-2) был построен, а в 1940 г. готов к запуску в серийное производство. ИЛ-2 был спроектирован как двухместная машина, но в силу ряда обстоятельств первоначально стал выпускаться как одноместная. Лишь условия войны показали правильность конструкторского замысла, и с 1942 г. заводы перешли при его строительстве к двухместной схеме. Боевое применение ИЛ-2 показало высокую эффективность и надежность самолета, а о его живучести среди летчиков ходили легенды. В годы Второй мировой войны самолетов, равных ИЛ-2, не было ни в одной другой армии мира. Всего в СССР было построено за период войны более 41 000 самолетов ИЛ-2 и его модификаций. После войны выпускались более мощные ИЛ-16 и ИЛ-20.

Под Москвой, на высоком берегу р. Истры, воздвигнут памятник ИЛ-2 как дань таланту его создателей и героизму советских летчиков-штурмовиков.

В 1940 г. С. В. Ильюшину была присвоена ученая степень доктора технических наук. Указом Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 г. за исключительные заслуги по созданию боевых самолетов ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

На заключительном этапе войны ОКБ Ильюшина приступило к работам над самолетами-бомбардировщиками с реактивными двигателями. Сначала был построен экспериментальный ИЛ-22 (1946), а затем более совершенный ИЛ-28 (1949), который поступил на вооружение ВВС СССР.

В конце Великой Отечественной войны ОКБ Ильюшина параллельно с созданием военных самолетов занялось разработкой гражданских пассажирских машин. Долгое время основным типом самолета в гражданской и транспортной авиации СССР был ЛИ-2 (вариант американского пассажирского «ДугласДСЗ »). Перед Ильюшиным встала задача создать самолет, не только не уступающий иностранным аналогам по летно-техническим характеристикам, но и по экономическим показателям. И в 1946 г. такой самолет был создан, им стал двухмоторный ИЛ-12. Уже первые рейсы показали его высокую надежность и экономичность. Стоимость одного тонно-километра полета на ИЛ-12 оказалась вдвое ниже, чем на ЛИ-2. ИЛ-12 положил начало созданию современного самолетного парка гражданской авиации СССР. Чуть позднее появился более мощный ИЛ-14, а затем и ИЛ-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. ИЛ-18 являлся одним из самых массовых самолетов в нашей гражданской авиации. Кроме того, эта машина начала наш экспорт самолетов за рубеж. В 1960 г. группа С. В. Ильюшина за создание ИЛ-18 получила Ленинскую премию.

После завершения ИЛ-18 ОКБ С. В. Ильюшина начало работу над следующей новаторской машиной — ИЛ-62. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух в январе 1963 г. В 1964 г. полетела вторая машина, на которой доводили силовую установку, в 1965 г. — третья. В 1967 г. закончились заводские испытания, и в том же году самолет прилетел в Париж на авиационный салон в Ле-Бурже. За идеальные формы там его назвали «самолет- классик».

Как и все ильюшинские машины, он был сделан просто, но качественно, дешево, надежно и выполнял поставленную Генеральным конструктором задачу: быть конкурентоспособным, никому не уступать на мировом рынке. Много лет, продолжая традицию Ил-18, он был флагманом Аэрофлота.

Международная авиационная федерация (ФАИ) отметила русского конструктора Ильюшина за самолет Ил-62 именной Золотой медалью.

В последние годы Сергей Владимирович много болел. Сказывалась психологическая и физическая усталость от многих лет напряженной работы. Он очень переживал, что не может отдавать любимому делу всех своих сил. И в 1970 г. подал заявление с просьбой освободить его от должности Генерального конструктора. Это был нестандартный шаг. Его бы никто не осудил, если бы он передал часть своих обязанностей более молодым заместителям, а сам лишь осуществлял общее руководство. Но С. В. Ильюшин считал, что должен быть честен во всем, и настоял на уходе на пенсию.

Но и после выхода на пенсию он не порывал связей со своим конструкторским бюро. Последний самолет, который он благословил на первый взлет в 1971 г., был знаменитый Ил-76. Болезнь не давала ему возможности продолжать работу.

Скончался С. В. Ильюшин в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В Вологде установлен бюст славного земляка, есть улица его имени.

С. В. Ильюшин создал свою школу в самолетостроении, которая повлияла, да и сейчас влияет на мировую авиацию. Не случайно президенты крупнейших мировых авиационных компаний прислали свои соболезнования в связи со смертью Сергея Владимировича. А в телеграмме фирмы «Виккерс» он был назван «великим авиационным конструктором». Это было признание мировой значимости его заслуг.

Технологичность, экономичность и безопасность самолетов — вот главные принципы школы С. В. Ильюшина. В настоящее время очевидность этих принципов никому не нужно доказывать. Тогда же ему приходилось за них бороться. «Трудно говорить о семье, в которой он вырос, но в нем было много от тех, кто кормил Россию. Он, конечно, самородок. Как Ломоносов, прошел все тернии без помощи извне, от лаптей до академика, своим умом и трудолюбием, любовью к делу и к людям», — так характеризовал С. В. Ильюшина один из его коллег. «Сегодняшнее восприятие Ильюшина, — свидетельствует Г. В. Новожилов, заменивший его на посту руководителя ОКБ, — совершенно не соответствует его реальному облику. У многих восприятие таково, что это ангел с крылышками, который только благословлял. Если говорить об Ильюшине, я бы на первое место поставил железную требовательность к своим подчиненным». Он был прирожденный лидер и лидер очень жесткий, но, требуя с других, он и сам работал больше всех. Все, кто его знал, говорили, что он одержим работой.

Труд и талант Сергея Владимировича получил заслуженное общественное признание. Он — лауреат Ленинской (1960), Государственной (1971), Сталинской (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952) премий, награжден восемью орденами Ленина (1937, 1941, два ордена в 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), орденом Октябрьской Революции (1969), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Трудового Красного Знамени (1939), двумя орденами Красной Звезды (1933, 1967), орденом Суворова II степени (1944), орденом Суворова I степени (1945), польским Рыцарским крестом II степени Ордена Командоров (1969), медалями. Академия наук избрала его в 1968 г. своим действительным членом.

В 1979 г. на основе мемориального кабинета С. В. Ильюшина был создан Музей истории авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина. В нем находятся модели самолетов, огромная диорама, изображающая достижения авиации во время Второй мировой войны, а также материалы по истории наиболее важных самолетостроительных заводов СССР и России. Музей существует и в настоящее время.

Литература: Асташенков П. Т. Конструктор легендарных ИЛов. — М., 1970; Пономарев А. Конструктор Ильюшин. М., 1988; Пономарев А. Советские авиационные конструкторы. - М., 1980. 
Ф. Я. Коновалов
<<< Назад В начало Далее >>>