Боги среднего мира – земли

Земных богов, "больших" и "малых", в трехмерном мире было значительно больше, чем небесных. К большим земным богам надо отнести, прежде всего, древнего Волоса и Великую богиню Ма. Великая Ма - это мать всего, что находится на Земле, супруга Рода. Не удивляйтесь краткости ее имени. Из этого Ма возникло слово "мама". Это Ма употребительно и ныне: "Ма, на чем картошку-то жарить?", "Ма, я пошел с ребятами играть в футбол". 

Великая Ма имела два основных обличья: Мать сыра Земля и Макошь. Мать сыра Земля - это весенняя пашня, оплодотворенная земным семенем и каплями росы и дождя - семенем небесного солнечного бога Рода (он же Ярило). Мать сыру Землю символически изображали на вышивках в виде прямоугольников или ромбов, расчерченных на клеточки с точкой (семенем) в каждой из них. 

Макошь - это весенняя Земля, давшая уже всходы и ждущая новых дождей и летнего тепла. Ее вышивали в виде женской фигуры с поднятыми кверху руками, просящей у небесных богов дождя и солнечного тепла. 

Макошь - это и летняя Земля, родившая своих бесчисленных детей: травы ни лугах, урожаи ни полях и огородах, грибы и ягоды в лесах. На вышивках она стоит с опущенными вниз руками, указывая на богатое колосящееся поле. Полотенца с теми и другими вышивками есть в нашем областном и ряде районных музеев. Историкам известно также скульптурное изображение Макоши на так называемом Збручском идоле (9-й век н.э.). Там она держит в одной руке рог изобилия. Дубовый идол Макоши был сооружен также в Киеве, в пантеоне языческих богов, речь о котором пойдет позднее. Макошь считалась древними русичами покровительницей женщин, их хранительницей, богиней женского счастья и судьбы. Она была советницей во многих хозяйственных делах, особенно по льноводству и ткачеству. У нас на Севере бытовало поверье: овцы линяют - это их Макошь стрижет. Русичи двенадцать раз в году устраивали праздники в ее честь, начиная их каждый раз в пятницу и продолжая по пять-шесть дней. 

Ее имя состоит из двух частей: Ma - мать, кош - богатство. В разные исторические периоды богатством считали то скот, то урожай, то деньги. Поэтому с корнем кош в русском языке много слов: кошара - загон для скота; кошевка - летняя телега для отвоза с поля снопов к гумну или зимние сани для грузов; кошель, кошелек, раскошелиться - слова, связанные с деньгами. 

В ряде русских княжеств (позднее - губерний, областей) Великую Ма идентифицировали с Костромой или Купалой. Кострома виделась русичам молодой женщиной, закутанной в белые простыни, с дубовой веткой в руке, идущей впереди девичьего хоровода. Имя Кострома значит "мать льна", "мать урожая". Облик Купалы народная память не сохранила, а ее имя было отдано христианскому святому Иоанну Крестителю. День ее праздника стал носить название дня Ивана Купалы. 

В древности в дни летнего солноворота проводили праздник Купалы: разводили костры (земной огонь), прыгали через них, пели, играли. Купались ночью в реке или озере. Рвали целебные травы, искали в лесу цветущий папоротник, суливший ценный клад. Всей деревней покупали быка, жарили мясо на кострах и съедали его. Это была жертва богине плодородия. В конце Купальской (Костромской) ночи делали соломенное чучело, наряжали его в женскую одежду и с плачем сжигали или разрывали и топили в воде. Это значило, что Мать сыра Земля в этом году сделала свое дело и умерла. Следующей весной она снова оживет, воскреснет. В ущербном виде эти древние обычаи бытуют кое-где и сейчас. 

Малых земных богов у древних русичей было много. Их и богами-то не звали, они были "повелителями", "царями", "духами", а чаще и этих эпитетов не имели. Их просто называли по имени. Ряд таких малых богов был нами упомянут уже в главке о мифах плоского мира: берегини, водяной, лихоманки. 

Влагой правили росеник и русалки, красивые девы с хвостом вместо ног, жившие в воде. По поверью, летом они выходили из рек, качались на ветках деревьев, добирались даже до полей и заманивали юношей в свои подводные хоромы. В колодце обитал колодезник, в море жили морской царь и золотая рыбка (то ли царевна, то ли царица). Слугой морского царя был бес - хозяин болот. В ряде рек жила царица белорыбица, по рекам и озерам плавали царевны серая и белая уточки. В придорожных лужах прятались царевны лягушки. Большинство из этих "богов" позднее стало героями русских сказок. 

Засеянные поля и цветущие луга охраняла крылатая собака Семаргл. Расти зерновым хлебам помогали обилуха, следившая за урожайностью поля, и ядрей, ведавший качеством (ядреностью) зерен. Когда что делать, напоминали запрягальник и распрягаль-ник, льносевка и гречкосейка, ржаница и житник, овсяница и царь горох. В лесах жили кровожадная старуха баба Яга, ее сын лохматый старик леший и страшная бука, которой пугают детей и в наши дни. 

В деревенском гумне прижились с давних пор огуменник и овинник (он же Сварожич) - огонь в овинном очаге, сушивший снопы перед обмолотом. Богами чувств и настроений стали Спех (Успех), Ослад (Услад), Среча - доля и Несреча - недоля, Судьбинушка, Печаль, Тоска и Лень, что раньше человека родится, Спесь, Дрема и Угомон, наводившие на человека сон, Кривда и Правда.