Насон - История города Вологды - Духи плоского мира

Духи плоского мира

В далекой древности, на первой стадии осмысления людьми окружающего мира, их интересовало лишь то, что они видели вокруг себя на поверхности земли. Они не поднимали своего взора на небо и не интересовались тем, что есть в земле. Мир для них был плоским, одномерным, и одухотворено людьми было лишь то, что было в этом плоском мире. Слова "бог" тогда в языке наших предков еще не было, оно к ним пришло значительно позже. 

Разумеется, был одухотворен огонь: очаг, горевший в пещере или землянке, где жили люди, охотничий костер в лесу или рыбацкий на берегу реки или озера. Это был добрый огонь. Он грел, "варил" пищу и обладал способностью очищать жилище от мусора и разной гнили. Возник обычай ритуальных сожжений всего ненужного и вредоносного, а также прыжков через костер с целью очищения себя, сопровождавшихся криками-молениями, просьбами к духу этого огня. 

Одухотворена была и вода. Она, подобно огню, могла тоже очищать людей, вошло в привычку в определенные дни года проводить омовения, купания. Люди сами купались, купали и самых нужных одомашненных животных - лошадей. 

Реки, озера, родники воспринимались как живые предметы. Большим рекам давали добрые имена: матушка Волга, батюшка Днепр. К ним обращались с просьбами. Княгиня Ярославна (опять же ссылаясь на "Слово о полку Игореве") слезно просит батюшку Днепра вернуть из степи ее мужа князя Игоря: "О Днепр Славутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе корабли князя Святослава до полка Кобякова. Взлелей, господин, моего мужа ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано". 

Потом воду населили духами и владыками. Имена этих духов дошли до нашего времени: водяной, он же водник, омутник; водопол - дух весеннего половодья или летнего наводнения; рыболов, помогавший или мешавший рыбакам. "Реальными" владыками рек и крупных озер в Древней Руси долго были ящеры и ... крокодилы (Яща и Коркодел). 

В бурю крупная река или озеро своими волнами могли потопить рыбаков. И народная фантазия создала образ добрых духов - берегинь, которые помогали будто бы рыбакам благополучно добраться до берега (вдумайтесь и в это русское слово). Берегини представлялись красивыми девами, блуждавшими по берегу и наблюдавшими за рыбаками и погодой. 

Владыками леса и родоначальниками животных и людей считались у разных племен медведицы или лосихи с их дочерьми - Волосыни и волосатые самцы - Волос, Лось с лосенком, позднее Тур. Лесные звери: волк, лиса, заяц, рысь, а также деревья наделены были различными человеческими характерами, которые хорошо нам знакомы по сказкам и басням о них. Древняя символика деревьев менее известна: береза считалась символом света, девственности, чистоты; дуб, его листья - знаки мощи, силы и достоинства; ель - дерево долголетия, верности и храбрости; еловая шишка несла в себе, по мнению древних, огонь жизни, плодородие; осина - жилище злых духов; можжевельник (верес) - борец с гниением, несущий начало вечной жизни. 

В лесу, по мнению русичей, тоже жили берегини. Чаще ими считали сорок, которые своим карканьем предупреждали охотников о подстерегающих их хищниках. Еще в эпоху одномерного мира многие предметы стали считаться оберегами, охраняющими людей и их жилища от "нечистой силы". 

Древние русичи болели, как и мы. Владыкой всех болезней считался дух Лихо, имевший по одной легенде двенадцать, по другой - тридцать дочерей-лихоманок. Они напускали на людей разные хвори: каркуша (авкар-куша) напускала на человека кашель; зябуха - озноб; огнея - жар во всем теле; желтея- желтуху (гепатит);тря-сея - малярию (болезни я стараюсь называть по-современному); падучая - эпилепсию; ветрея - ветрянку (ветряную оспу);- ломея - ломоту в костях; пухлея - опухоли, отеки разного рода; гледея - глазные болезни; глухея - глухоту; дрехлея - раннюю старость. 

В эпоху одномерного мира зародилась идея перевоплощения умерших людей в животных или рыб, в деревья или птиц. Перевоплощение предполагало вторичное рождение человека, его воскресение из мертвых в начале этого процесса. Чтобы помочь покойнику воскреснуть, его не зарывали в землю, а оставляли в пещере или лесном суземе в позе эмбриона, то есть в позе не родившегося еще человека. 

Но и в древности эта идея считалась "нечистой". Людей, способных перевоплощаться, считали оборотнями. Древнегреческий историк Геродот писал о племени невров: "Эти люди, по-видимому, оборотни. Раз в год каждый из них становится на несколько дней волком и затем снова возвращается в прежнее состояние". У невров, конечно, не было такой способности. Это их языческие кудесники наряжались волками для публичного колдования, а потом вновь, скинув с себя волчьи наряды, "становились людьми". Носители такой идеи есть и в наши дни. Они овладели ею из прочитанных ими журналов и газет... 

Позднее покойников стали отправлять в вырий в лодках по рекам, текущим на юг, или сжигать, чтобы душа, подобно птицам, могла улететь туда. Художник 19-го века Г. И. Семирадский нарисовал картину на эту тему - "Похороны древнего руса". На ней знатный покойник сидит в огромной ладье, рядом с ним лежат убитые слуги, кони и стоит готовая к смерти его юная любимая жена. Пепел такого ритуального костра ссыпали в специальные глиняные сосуды и хранили в своих жилищах.