Мифы и обычаи древних русичей

А. А. Угрюмов

Анимизм (от латинского слова "анима" - душа) - это зародыш всякой религии, ее начало. Ученые считают, что он возник тысяч тридцать лет тому назад. Древним людям казалось, что все окружавшее их: деревья, животные, птицы, камни, вода, огонь, ветер, - наделено способностью думать, говорить подобно людям, страдать и радоваться, желать другим добра или зла. Добрым духам древние люди были благодарны, злых пытались задобрить. Тем и другим они приносили жертвы, то есть то, что можно было съесть (в старину говорили: сожрать). Жертвенные продукты сжигались на больших плоских камнях - алатырях. Такой древний камень есть в Тарногском районе, в Шебеньге. 

Первичное представление о душе возникло, вероятно, из наблюдения за крепко спящим человеком. Он неподвижен, спокоен, кажется, что и не дышит. Проснувшись же, рассказывает, что где-то он был, что-то видел и делал. Первобытные люди решили, что в человеке есть его двойник, невидимый, способный вылететь из него, действовать и возвращаться обратно, - дыхание, дух, душа. 

Умерший, лежащий еще более спокойно (покойник), - это человек, душа которого улетела далеко и надолго. Как птицы, которые улетают осенью на юг, в вечно теплые края, и возвращаются обратно весной. Теплые южные страны у древних русичей носили названия вырий, ирий. Позднее оно сменилось словом "рай", заимствованным из древнеиранского языка, имевшим значение "счастье", "богатство". 

Вырий, по представлениям древних русичей, находился на земле, а не на небе. Сказку о небесном рае принесли на Русь христианские проповедники. В русских мифах о вырии говорилось, что туда, кроме птиц и человеческих душ, осенью уползают змеи и стадами убегают зайцы и белки. Эти маленькие и безобидные животные спасаются от злого лешего, проигравшего их другому нечистому духу. Этим объяснялось, почему в одни годы в лесах много такой дичи, а в другие она исчезает. 

Прошли десятки тысяч лет с того момента, когда наши далекие предки стали верить в одухотворенность всей природы. Первобытный анимизм превратился в современный поэтический прием - олицетворение. Оно встречается в народных песнях, например:
     
      Туча с громом сговаривалась:
      Пойдем, гром, погуляем,
      Я с дождем, а ты с молоньею,
      Ты грянешь, а я поля полью.