Июль (страдень)
Июль - макушка лета. Благодатная пора спелого хлеба, овощей, ягод и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов.
- Июль - грозник, молнии мечет, дубы колечит.
- В июле солнце ликует. Всем лето пригоже, да макушка больно тяжела.
- Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по лугам побежал.
- Если паун выходит из гнезда и делает новую паутину - к погоде.
- Вороны под тучи взвиваются - к ненастью.
- Если летом много осота, то зима будет холодной.
- Лилия едва поднимается утром над водой, да и то с опозданием - после обеда будет дождь.
- Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
- Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню.
- Перед ненастьем усиливаются запахи от застойной воды в прудах.
- Утром туман стелется по воде - будет хорошая погода.
- В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.
- В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
- Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
- Июль косит и жнет, долго спать не дает.
- Июль - перелом лета, месяц красного цвета.
- Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
- Июль славен сенокосом.
- Не топор кормит мужика, а июльская работа.
- Плясала бы баба, да макушка лета настала.
- Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.
- Шелудивое порося и в июле зябнет.
1 июля. Феодул. Народ связывал праздник Феодула с подготовкой к жатве. Говорили: "Федул на двор заглянул—пора серпы зубить (точить), к жнитву готовятся загодя". А коли рыбку ловить, то летом лучший клев бывает вслед за рассветом, средний — вечером и худший — среди дня.
2 июля. Зосима. Зосима — покровитель пчел. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зоси-мой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", а "Без Зосимы — Савватия рой пролетит мимо". Зосима пчел растит, меду наливает. Зосима — пчелы меда запасают. И приметили: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь. Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят. Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре. Пчела — Божья угодница, доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника. А дети припевали, приговаривали: Рой, гуди, Яры пчелки гудут, В поля иди! В поле идут, С полей иди, С поля идут — Медок неси! Медок домой несут.
3 июля. Мефодий. Мефодий-перепелятник. Мефодий — паутинный день, погодоуказатель. На Мефодия отмечали праздник перепелятников — охотников. С этого дня "перепелиные" охотники наблюдают над озимым хлебом: если над ним носится паутина, летает мошкара, то там и будут собираться перепела — "Летят тенета — удачная охота". Каждый охотник старался для будущего счастья поймать хоть одну птичку, и особенно хотелось поймать белого перепела, который как бы предвещал успех в ловле. "Коли над озимыми носятся тенетник и мошки - будет улов перепелов". Есть в этот день и такая примета (говорят, проверенная): "На Мефодия — дождь, то будет идти сорок дней". Ливень силён - прольет сорок дён.
4 июля. День Терентия. Зацветает липа (ранний срок 27 июня, поздний - 18 июля). При обнаружении мучнистой росы на ягодниках обрезать их верхушки.
5 июля. День Евсевия. Если в этот день будет дождь, то будет урожай хлебов.
5-10 июля - повторный посев редиса. У раннего картофеля появляются цветки. Побеги роз и флоксов промывают 1-2%-ным содовым раствором или 0,01-0,1%-ным раствором марганца от тли.
6 июля. Аграфена-лютые коренья. Аграфена купальница: начало купанья. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные коренья и травы. В этот день проводились общие купанья с песнями, говорили: «закупываются». В этот день даже старики купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в тот же день (или накануне). Считается, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Купание в реках начиналось с полдня и продолжалось до позднего вечера. Одни купаются, другие на берегу поют, поэтому песни не смолкали. Также днем отправлялись в лес заготавливать веники на весь год. В средней полосе обычно березовые, в северных районах — это целые букеты, в которые входит рябина, черемуха, смородина, липа, разные травы. Бытовала легенда о цветке папортника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат. Считали: "Репу сей на Аграфену — хороша репа будет".
7 июля. Иоанн Креститель, Иван Купала. Праздник Рождество Иоанна Предтечи на Руси приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. "На Ивана выходи на косовицу". В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды (через воду и огонь). По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его живым, лесным, лекарственным.
Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. В эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений.
Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
А еще были убеждены, что "Ивановские дожди — лучше золотой горы", и просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу", "До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека", "Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звездно — много губ (грибов) будет", "Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке", "Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана" — говорит пчела, "После Ивана не надо жупана". На Ивана Купала появляются светляки. "На Иванов день солнце на восходе играет". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". Начинают сенокос, пока трава не осеменилась.
Обряды и обычаи соблюдались от Иванова до Петрова дня, с 7 июля по 12 июля.
8 июля. Петр и Феврония. День Петра и Февронии стал символом верной, сильной, красивой любви и считается счастливым в любви. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.
9 июля. Тихвинская, День иконы Тихвинской Божьей Матери. Давид Солунский, Давид Земляничник. Тихвинскую называли "ягодница". На Тихвинскую ягоды поспевают, говорили: "На Тихвинскую земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зовет", и молодежь отправлялась по ягоды в лес, в овраги, на пригорки. "Перву ягоду в рот кладут, а вторую домой несут". "Собирай по ягодке, наберешь кузовок". Существовало такое поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет. И еще: "На Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором".
10 июля. Самсон Странноприимец, Самсон Сеногной. На Самсона дождь - семь недель дождь, "Если на Самсона дождь, то до бабьего лета мокро (дождь)", то есть до 14 сентября. Погниет все сено, которое убрать не успели, тогда беда в дома придет. Если зарядили дожди, ребятишки обращались к солнышку: Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-Колоколнышка!. Поэтому-то раньше стар и мал все были на сенокосе. Идет подготовка к покосу, и второй раз вспахиваются поля, оставленные на пар. Большая часть пара идет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом. "На Самсона сено зелено - каша черная (гречишная); сено черное - каша белая (пшеничная)".
11 июля. Канун Петрова дня. По деревенским поверьям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, разливалось красками, "играло": "На Петров день и солнышко играет", "С Петрова дня зарница хлеб зорит". Чтобы подсмотреть эту "игру" солнца, деревенская молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, а на заре шла в такие места, откуда хорошо был виден восход солнца. При встрече "играющего" солнца иногда пели песни, радуясь красоте.
12 июля. День Петра и Павла. Петры и Павлы, Петровки. Петров день - праздник солнца. Самый разгар лета. Чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый, говорили: "В Петровки сухо и день велик", "Петр и Павел жару прибавил", "Как придет Петро, так и будет тепло", "День убывает, жара прибывает", и шутили, что "Худое порося и в Петровки зябнет". На Руси Петров день, как и Ивана Купалы, связан прежде всего с солнечной символикой. Существовало поверье, что солнце в этот день "играет", то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет. Считали, "Женское лето по Петров день", "Красное лето с Петрова дня", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос". В Петров день умываются из трех ключей-родников. Петр покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются "Петровские гулянья" - с песнями, хороводами, качелями. С Петрова дня начинается страда.
В этот период в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась пожня (косьба). "Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый". Также готовились к озимому севу. "На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый".
Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня: "Соловей поет до Петрова дня", "Кукушка кукует до Петрова дня", так как "ячменным колоском подавилась". Дни становились короче: "Петр и Павел — час убавил, а Илья Пророк — два уволок", "К Петрову дню вода в реках умеженится", "Придет Петрок, сорвет листок".
Петров день — конец Петровского поста. Но сам Петров день — "разговины". Петров день — проводы весны. Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.
13 июля. Макушка лета. «Овес до половины дорос».
14 июля. Кузьма и Демьян. Летние Кузьминки. В разгаре страдная пора: идет сенокос, прополка огородов. В этот день в огородах грядки полют, вырывают корневые овощи (снятие первых овощей). В это время и сенокос: "Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли". На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник — Летние Кузьминки. Это чисто женский праздник, на столе — обязательная растительная пища, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями. Летние Кузьминки — бабий, девичий, курячий праздник, и женщины отмечали свой праздник, ходили в гости. Девушки варили кашу-ссыпчину.
15 июля. Берегиня. Берегиня - хранительница крестьянского рода, жившего по берегам рек, от всех напастей. Если к 15 июля на деревьях «проглянут» первые желтые листья - осень наступит рано и зима будет ранней. Начало сбора ранних сортов вишни (Владимирская). Она поспевает через 10 дней после зацветания липы. Наибольший урожай вишни бывает при загущенной посадке. Осыпается жасмин. 15-20 июля - начало цветения воды в реках, водоемах.
16 июля. Маков день. Маков день считается несчастливым. В этот день лучше быть осторожным и не начинать никакие дела. Начало уборки озимой ржи. Полное созревание и лесной и садовой земляники.
17 июля. Андрей Налива. Озими в наливе, греча на всходе. Среди лета появляются на деревьях желтые листья - к ранней осени и зиме. "На Андрея батюшка-овес до половины дорос". "Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет", "Озими в наливе, греча на всходе", "Зерно в колоске, не валяйся в холодке".. Примечали: "Каков Андрей Налива - таков и Калинник (11 августа)".
18 июля. Афанасий. Афанасьев день — "месяцев праздник", полнолуние. В этот день вечером месяц "играет". В замосковских селениях вечером выходили смотреть на играние месяца. Если месяц при всходе своем был виден, то он кажется будто перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Этот день считали праздником месяца, а играние месяца обещало хорошие урожаи, говорили: "На Афанасия Афонского месяц на всходе играет — к урожаю", "Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его", а если "Из гнилого кута наволокло тучи — будет дождь", или: "Как медь желты облака — к дождю".
19 июля. Сисои, Еремии. "Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать". У каждого дня свои заботы: "Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы".
20 июля. Фома. Авдотья Сеногнойка. Говорили, что если в этот день идет дождь, то надолго и очень вреден для урожая. "Идут дожди, портится сено".
21 июля. Казанская, День иконы Казанской Божьей Матери. Казанская летняя (Казанская осенняя — 4 ноября). Прокопий Жатвенник. В прежние годы Казанская широко отмечалась в тех селах, где она была престольным праздником. На Казанскую встарь делался первый "зажин" ржи. Прокопий летний — жнец и жатвенник. Начало самой сильной жары. Прокопий — начало покоса, уборки ржи, говорили: "Коли на Прокопия черница (черника) поспевает, то поспела рожь и богатый урожай будет". Начало уборки ржи. "В ягодный год дел невпроворот". Зажинки, вязали зажиночный сноп. "Черника зреет под комаринные песни". Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. На Прокопия в огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
22 июля. Панкратий и Кирилл. Всей семьей пробуют первые огурцы.
23 июля. День преподобного Антония Печерского, киевского. Начальника всех русских монахов, обладал даром предвидения и чудотворений (1073).
24 июля. Cтожарницы. Ефимьи-стожарницы. Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню. Если гром в постный день, будет хороший улов рыбы. Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя. Страдно-грозовая пора.
25 июля. Прокл Плакальщик. На Прокла поле от росы промокло. Великие и целебные росы (особенно от глазных болезней). До Прокла спешили высушить сено. По наблюдениям поселян, будто с этого дня наступают большие росы, которые загнаивают сено: "На Прокла — поле от росы промокло", "На святого Прокла — великие росы". Старушки-лечейки собирали великие росы для врачевания, считая их целебными. Прокловы росы, по их заверениям, лучшее средство от призора, от сглазу. "Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается". "Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде". "Роса и туман живут по утрам", "Не тягаться росе с солнцем".
26 июля. Гавриил. Стефан Савваит. Дозревает хлеб, налитые зерном колосья нагибаются, говорили: "Стефан Савваит — ржице-матушке к земле кланяться велит", "Кто рано встает, тому Бог подает".
Этот день имел большое значение для жатвы. Первый сжатый сноп называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева. Сухая погода сулит хорошую осень. Сильные дожди губительны для урожая, поэтому просили: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут!
27 июля. Начало спада лета с 27 июля по 26 августа. При наличии обильного урожая под яблони ставят подпорки.
28 июля. День Кирика и Улиты.Владимир. По народному календарю этот день считается серединой лета. "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит". "Улита едет - когда-то будет..." "Кирики-мокродырики", "Кириков день, да все мокро, он льет дождь", "Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь". Женщины праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей.
29 июля. Афиногенов день. "Финогеевы зажинки": начинают жать рожь. Лето прошло знойный возраст. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду". "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем - копногной, хлеб в снопе прорастет". Так как жатва в полном разгаре, то "На Финогена молись солнышку, проси Бога о вёдрышке (теплой погоде)"; "Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет. Холодают ночи. Каждый час хорошей погоды дорог, надо урожай сберечь. Считали, что в этот день лето перешагивает зной и повернуло к осени, притихли пичужки, говорили: "На Афиногена пташки задумываются", "На Афиногена замолкают птицы".
30 июля. Марина, Лазарь. Продолжается жатва. Замолкают птицы.
31 июля. Иоанн Многострадальный. "Хотя в июле и душно, и жарковато, но расставаться с ним жалковато".