Насон - История города Вологды - Вологжане-авроровцы

Вологжане-авроровцы

Выстрел с «Авроры», который прогремел над Невой 25 октября (7 ноября) 1917 года, послужил сигналом к штурму Зимнего дворца — последней опоры буржуазного Временного правительства в России.

Одной из малоизвестных страниц в истории нашей области является участие вологжан в судьбе Краснознаменного крейсера. На каждом этапе его истории в составе команды моряков всегда были представители вологодской земли.

История легендарного крейсера начинается в конце прошлого столетия. Закладка корабля состоялась 23 мая 1897 года, а 11 мая 1900 года в торжественной обстановке его спустили па воду. Новый корабль русского флота был назван «Аврора» в честь парусного 56-пушечного фрегата «Аврора», который отличился в боевых действиях в августе 1854 года при защите Петропавловска-на-Камчатке от нападения англо-французской эскадры.

Для того времени крейсер был могучим кораблем, превосходящим по своим качествам не только все отечественные, но и заграничные суда этого класса. Вооружение крейсера составляли 42 орудия различных калибров и три торпедных аппарата. Команда «Авроры» в то время состояла из 570 человек, среди них было 10 вологжан. К сожалению, установить все фамилии земляков пока не удалось.

В январе 1904 года началась русско-японская война. На Балтийском флоте была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра. В ее состав вошел и крейсер «Аврора». В начале октября 1904 года эскадра взяла курс на Владивосток. 14 мая 1905 года она вошла в Корейский пролив, где расположился готовый к бою японский флот. У острова Цусима разыгрался бой, в котором русская эскадра имела невыгодные условия. Моряки крейсера сражались, не щадя своих сил. Особенно отличился минный электрик Андрей Подлесный. Вражеский снаряд перебил броневой кабель электрического управления рулем. Крейсер стал неуправляем, корабли противника обрушили на беззащитную мишень сильный огонь. В это время Подлесный кинулся в боевую рубку и, несмотря на смертельную опасность, рвущиеся снаряды, быстро исправил повреждение, восстановив работу кабеля. Так бесстрашный матрос спас крейсер от грозящей гибели.

Интересно отметить, что судьба Андрея Павловича Подлесного связана с вологодским краем. После демобилизации со службы и работы на Адмиралтейском судостроительном заводе Подлесный трудился на Северной железной дороге, занимая должность электротехника службы связи и электротехники станции Вологда с сентября 1918 года по май 1923 года.

Затем непродолжительное время работал на восстановлении лесопильного завода на станции Харовская. С 1925 года его жизнь была связана с Ленинградской областью.

В Цусимском бою принимал участие один из десяти вологжан-авроровцев уроженец деревушки Малое Васильевское Усть-Кубенского района — Баскаков. Его рассказы о далеких морских странствиях, о держимордах-офицерах, о том, как их корабль, подбитый японским снарядом, сумел вырваться из цусимского ада и своим ходом добрался до Филиппинских островов, любил слушать будущий советский писатель Константин Иванович Коничев. Позднее он написал об этом в своем очерке «Крейсер революции».

Матросы отличились не только смелостью и находчивостью в бою. Уже в то время среди них были широко распространены революционные настроения. Во время перехода из Манилы в Балтийское море прогрессивно настроенные моряки при посещении портов Алжир и Шербур тайно закупили оружие.

Перед началом первой мировой войны на «Аврору» прибыли революционно настроенные матросы-новобранцы: Александр Белышев, Николай Лукичев, Сергей Бабин, Алексей Краснов, Константин Хаберев, Андрей Златогорский, Александр Неволин, Алексей Краснухин, которые прославились как активные участники и организаторы революционной борьбы. С ними крепко подружился Константин Душенов. Родился он 10 августа 1895 года в деревне Ивановская под Вологдой. Окончив сельскую школу, тринадцатилетний подросток вынужден был уехать в Петербург, чтобы зарабатывать себе на жизнь, выполняя различные работы. В 1915 году его призвали на службу, а после подготовки во флотском экипаже и школе писарей назначили на крейсер «Аврора». В то время крейсер совместно с матросами ремонтировали рабочие Франко-Русского завода. Душенов сблизился с большевиками и принимал активное участие в революционной пропаганде. Об этом хорошо помнил Петр Николаевич Патрунов, коренной житель города Вологды, ее почетный гражданин, до последних дней своей жизни принимавший активное участие в общественной жизни.

Родился Петр Николаевич 29 июля 1894 года, рано начал свою трудовую деятельность на паровозовагоноремонтном заводе, а в 1915 году был призван на военную службу. Затем после обучения на транспорте «Русь» в числе пятерых вологжан был в 1916 году назначен на «Аврору». Тесное общение с рабочими Петрограда сыграло важную роль в политическом воспитании и сплочении команды «Авроры». Как вспоминал Патрунов, он познакомился с рабочими Франко-Русского завода Александром Лагиным и токарем с Путиловского Дмитрием Николаевичем Николаевым. Они часто беседовали о настроении рабочих и матросов, о том, что матросы — те же самые рабочие и крестьяне и после окончания службы снова вернутся к своему делу, к прежней жизни. Понимали они, что главное дело для народа — царское самодержавие.

Между тем положение в столице обострялось, все чаще можно было услышать о стачках. 25 февраля в Петрограде разразилась всеобщая стачка. Командир крейсера «Аврора» пытался делать все, чтобы команда не знала о бурных событиях в Петрограде, увольнения на берег были запрещены. Петр Николаевич вспоминал о возмущении на крейсере «Аврора», вспыхнувшем 27 февраля. В тот день вся команда узнала, что на корабль доставили троих рабочих-агитаторов, арестованных при попытке пройти через территорию завода к «Авроре». Они были посажены в корабельный карцер. Матросы корабля решили во что бы то ни стало освободить арестованных. Узнав об этом, командир крейсера приказал вызвать усиленный караул и увести агитаторов с корабля. Когда сопровождаемые конвоем рабочие появились на верхней палубе, команда встретила их возгласами «ура!». Матросы дружно бросились к заключенным. Воспользовавшись замешательством, агитаторы скрылись.

Утром 28 февраля рабочие Франко-Русского завода двинулись к крейсеру. Весть о победе Февральской революции в Петрограде вызвала у матросов огромный подъем, они захватили корабль в свои руки. В день восстания матросы крейсера «Аврора» первыми на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг и перешли на сторону восставшего народа.

3 апреля в Петроград из эмиграции возвратился Владимир Ильич Ленин. Среди встречавших его были и авроровцы, в том числе Константин Иванович Душенов. А всего в то время в состав команды крейсера «Аврора» входило около 20 человек — уроженцев Вологодчины. По-видимому, этот список еще не полный. Известно, что в то время на «Авроре» служили минер из Тотьмы Василий Александрович Двойнишников, рулевой Егор Павлович Кучин из Великоустюгского уезда, машинист Василий Павлович Моисеев, кочегар Андрей Николаевич Зинин. Из Грязовецкого уезда были призваны Алексей Дмитриевич Стригалев, Нестор Григорьевич Краплин. Из Сольвычегодского уезда пришел на «Аврору» Николай Николаевич Шибанов. В Череповецком уезде был призван Иван Иванович Серов.

Все они могли быть очевидцами незабываемого события для моряков-авроровцев и рабочих Франко-Русского завода 12 мая 1917 года, когда на завод, где шел капитальный ремонт крейсера «Аврора», приехал Владимир Ильич Ленин. Вместе с рабочими большая часть команды крейсера слушала речь вождя о текущем моменте. Эта пламенная речь произвела сильное впечатление на моряков, дала ответ на многие вопросы, волновавшие их. После приезда Ленина многие матросы вступили в партию большевиков и порвали с другими партиями. К июлю 1917 года в большевистской организации крейсера было 42 человека. По ее решению матросы «Авроры» приняли участие в важнейших революционных событиях, происходивших в Петрограде, особенно в демонстрациях 18 июня и 4 июля.

Наступил октябрь 1917 года. Председатель Центробалта Павел Ефимович Дыбенко, посетив «Аврору», отметил, что корабль должен в ближайшее время выступить как вооруженная сила революции. Матросы стремились ускорить завершение ремонта и привести корабль в полную боевую готовность. В эти дни со Смольным поддерживалась постоянная связь через дежурившего там матроса-авроровца.

Стремясь разобщить силы революции, Временное правительство 24 октября отдало распоряжение развести основные мосты через Неву и ее рукава и отрезать районы города один от другого. Восстановить движение по Николаевскому (ныне лейтенанта Шмидта) мосту было поручено матросам «Авроры».

В 3 часа 30 минут утра 25 октября «Аврора» встала на якоре у Николаевского моста, на берег высадился со шлюпок десант авроровцев. Охранявшие мост юнкера не решились оказать сопротивление. Судовые электрики быстро привели в действие механизмы разводной части моста. Мост Пыл сведен, и на него хлынули отряды вооруженного пролетариата, направлявшиеся с Васильевского острова к центру города.

К утру 25 октября 1917 года за исключением Зимнего дворца, где укрылось Временное правительство, весь город Пил в руках вооруженного пролетариата и революционных поиск. Приближался час штурма Зимнего. В эту ночь нашему земляку из деревни Орел Устюжского района Якову Николаевичу Ананьеву, как электрику, было поручено обеспечить бесперебойную работу электроприборов и энергосистем корабля, в том числе подачу питания на руль, на боевой прожектор, освещающий Зимний дворец.

25 октября в 21 час 45 минут с мачты Петропавловской крепости был дан для «Авроры» условный световой сигнал. Но команде комиссара Белышева комендор Евдоким Огнев со своим боевым расчетом произвел выстрел из носового орудия. Яркая вспышка озарила Неву. Со всех сторон ринулись к Зимнему дворцу цепи красногвардейцев, солдат и матросов, среди них был и отряд авроровцев, в состав которого входил Константин Душенов. В эту же ночь он был назначен первым комендантом Зимнего.

В 2 часа 10 минут Зимний дворец был взят. Социалистическая революция в Петрограде победила. Команда крейсера «Аврора» с честью выполнила все распоряжения Военно-революционного комитета по участию в вооруженном восстании.

С началом интервенции и гражданской войны более половины команды «Авроры» ушли на защиту Страны Советов, самоотверженно сражались и вологжане. Об их участии в боях с многочисленными врагами Советской власти и затем в созидательном строительстве в нашей стране можно рассказать многое.

Назначенный в ночь штурма Зимнего дворца его комендантом наш земляк К. И. Душенов прекрасно справился вместе с вверенными ему матросами с необычным поручением. Охраняемый ими Зимний был в полном порядке передан постоянной команде охраны. Моряки вернулись на корабль, но уже в ноябре 1917 года Душенов ушел добровольцем на фронт. В 1919 году он вступил в ряды Коммунистической партии. Непрестанная тяга к знаниям, учебе, упорство помогли ему в январе 1924 года стать слушателем Военно-морской академии и успешно закончить ее. Константин Иванович был назначен командиром учебного судна «Комсомолец» Краснознаменного Балтийского флота, а в 1930 году — начальником и военкомом Военно-морской академии, затем начальником штаба морских сил Черного моря. 20 марта 1935 года К. И. Душенова назначили командующим Северным флотом.

Родина высоко оценила заслуги К. И. Душенова, наградив его орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Как и Душенов, тысячи километров по дорогам гражданской войны прошли многие вологжане-авроровцы. Это П. Н. Патрунов из Вологды, устюжанин Я. Н. Ананьев, уроженец Междуреченского района М. Ф. Козлов, И. И. Ковригин из Грязовца, В. М. Громов из Тарногского района, уроженец Устюжского района Н. Г. Орлов. Расскажем о некоторых из них.

В революционных выступлениях авроровцев участвовал и Василий Пашалов. В его биографии нет ничего необычного, она характерна для многих его сверстников. Русско-японская война отняла отца. Мать отдала сына в школу солдатских детей. Воспитываясь в лейб-гвардии второго стрелкового полка, он неплохо выучился играть на кларнете и валторне. Это и определило его дальнейшую судьбу. Василий Пашалов попал в состав оркестра прославленного крейсера. В решающие октябрьские дни Пашалову было поручено осуществлять связь с отрядом, посланным на охрану Смольного. После демобилизации закончил школу рабочей молодежи, поступил в электромеханический институт, затем был переведен в институт инженеров промышленного строительства. По окончании его сооружал корпуса Ижорского завода, строил жилые дома для рабочих ленинградских заводов, возводил оборонные сооружения под Пулковом и Пушкино. В 1953 году Пашалов приехал в Череповец и жил здесь до конца жизни. Начальник строительного управления «Коксохимстрой», начальник управления «Фун-даментстрой», начальник комплекса строительства коксовых батарей — вот этапы трудовой биографии авроровца.

Яков Николаевич Ананьев служил на крейсере «Аврора» до марта 1918 года. Он был участником всех революционных событий, слушал речь Ленина 12 мая 1917 года. После демобилизации вернулся в родную деревню Орел и работал председателем Леонтьевского волисполкома Устюжского уезда. Гражданская война прервала его мирный груд. Он участвовал в разгроме белогвардейской армии Юденича под Петроградом. После возвращения домой снова находился на советской работе. В 1930 году в деревне Орел был создан колхоз. Якова Николаевича избрали первым председателем. В грозном 1942 году Ананьев был мобилизован и направлен в Кузбасс для работы на шахте. Но через год он по состоянию здоровья вернулся домой и возглавил Орловский сельский совет.

Славным комендором революционного крейсера «Аврора» был уроженец Междуреченского района Михаил Федорович Козлов. В 1913 году он был призван на службу на Балтийский флот. Сначала участвовал в дальнем плавании на транспорте «Океан», затем, после обучения в артиллерийском отряде в 1914 году, был назначен на крейсер «Аврора». Михаил Козлов участвовал в борьбе с Юденичем, интерне итами. После их разгрома вернулся на родину и до конца своей жизни трудился в одном из колхозов Междуреченского района.

Таковы некоторые судьбы вологжан-авроровцев, участвовавших в октябре 1917 года в свершении Великой Октябрьской революции. О них помнят не только земляки, но и матросы «Авроры», несущие сейчас на ней вахту.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции 29 июля 1918 года «Аврора», как и многие другие корабли Балтийского флота, была поставлена на долговременную консервацию в Кронштадтский порт. V Всероссийский съезд Коммунистического Союза Молодежи и октябре 1922 года принял решение о шефстве комсомола над Военно-Морским Флотом. С путевками Ленинского комсомола лучшие его представители встали в ряды советских моряков. Один из первых кораблей, куда прибыли комсомольцы, был легендарный крейсер «Аврора». Вернулись на родной корабль и некоторые старые авроровцы. 23 февраля 1923 года над «Авророй» вновь взвился военно-морской флаг. С этого времени и до 1941 года и течение 18 лет на крейсере обучались и воспитывались курсанты и слушатели высших военно-морских учебных заведений. Корабль побывал во многих портах более чем 25 стран мира, за его кормой остались десятки тысяч пройденных миль.
Среди экспонатов музея на крейсере есть фотография Николая Дмитриевича Букина, прибывшего на флот по комсомольскому призыву в 1923 году. Он достойно пронес эстафету своих старших товарищей-земляков. Букин родился в 1904 году в крестьянской семье в деревне Городок ныне Вологодского района. В 13 лет он пошел работать, а в 1923 году был призван на флот, где прослужил до 1928 года, участвуя во всех заграничных походах крейсера «Аврора». После демобилизации работал на заводе «Красный треугольник» слесарем, а затем секретарем партийной организации. В 1931 году его направили на учебу в Ейское авиационное училище, после его окончания служил в частях морской авиации, пройдя путь от рядового летчика до полковника, комиссара полка, заместителя командующего военно-воздушными силами флотилии. Около 10 лет Н. Д. Букин служил в частях Тихоокеанского флота, а в общей сложности отдал 32 года жизни флоту.

По комсомольскому призыву пошел в 1923 году на флот и уроженец Нюксенского района Дементий Алексеевич Попов. После зачисления в Балтийский экипаж в городе Ленинграде через три месяца его как честного и добросовестного моряка направили на революционный крейсер «Аврора». Два года отслужил Дементий Алексеевич на «Авроре», в конце 1926 года его перевели на линкор «Октябрьская революция». Дни службы на революционных кораблях запомнились матросу на всю жизнь. Демобилизовавшись из армии в 1928 году, он проводил большую работу по коллективизации сельского хозяйства.

С 1928 года нес службу на «Авроре» в должности артиллериста-электрика Валентин Иванович Ковязин. Уроженец Сокольского района, до этого он исколесил реку Белую и хорошо представлял морскую службу. Будучи стажером на «Авроре», он принял участие в нескольких заграничных походах. После возвращения из похода в Норвегию получил от Ворошилова именные часы.

Крейсер «Аврора» вписал немало героических страниц в славную летопись Великой Отечественной войны. Моряки-авроровцы сражались под Ленинградом в частях Приморской оперативной группы, в 4 и 5-й бригадах морской пехоты, высаживались в составе десантов в районе Петро-дворца и Невской Дубровки, на кораблях Чудской, Онежской и Ладожской военных флотилий.

С окончанием войны, после ремонта, 17 ноября 1948 года краснознаменный крейсер «Аврора» встал на Неве на вечную стоянку, стал музеем. Но и в настоящее время на нем несут службу советские военные моряки — славные продолжатели дел отцов и дедов.

Татьяна Томиловская