Когда была основана Вологда?
Если сегодня провести «расследование», то окажется, что никто не знает, когда появился город Вологда. Зададим этот вопрос нескольким людям - жителю города, историку-скептику и историку-оптимисту, археологу — и получим разные ответы, сводящиеся к трем версиям. И, что самое интересное, все эти три версии будут по-своему обоснованными.
Вологжанин скажет: «В 1997 году мы праздновали 850-летие города. Вологда была основана в 1147 году монахом Герасимом. Об этом можно прочитать в любой книге! Спросите лучше у историка, если хотите узнать об этом больше».
Историк-скептик уточнит: да, большинство вологжан считает, что город основан примерно 850 лет назад, в середине XII века. Это мнение опирается на ставшее широко известным краткое сообщение в тексте «Повести о чудесах Герасима Вологодского». Однако уже сам составитель «Повести» Фома признается, что не нашел точных известий о святом Герасиме, поскольку прошло очень много лет и Вологда претерпела в 1612 году «разорение» поляками.
Эти строки «Повести» пересказал в первом опубликованном труде по истории Вологды вологодский историк Александр Александрович Засецкий еще в 1777 году. В прошедшие два века эта версия повторена во множестве книг. Почти все признали 1147 год датой основания города. Даже Устав города Вологды, принятый 25 июля 1996 года, начинается со слов: «Город Вологда, основанный в 1147 году, входит в состав Вологодской области...».
Среди специалистов-историков сегодня многие не признают сообщение из «Повести о чудесах Герасима» безусловно истинным. Они задают вопрос: «Если "Повесть" была составлена неким Фомой приблизительно в 1666 году, то откуда мог ее автор узнать о том, что происходило пятьсот лет назад?» Действительно, до наших дней не сохранилось ни одной столь ранней записи о Вологде, которой мог воспользоваться и живший в городе автор «Повести». Да и была ли такая запись (или целый «старый вологодский летописец») известна в свое время Фоме? Может быть, Фома воспользовался широко известной датой основания Москвы и захотел поместить основание монастыря также в 1147 год. Еще более сомнительна достоверность второй приведенной Фомой даты — смерти Герасима Вологодского: ее день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днем памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года. Наконец, уже в XVII веке (причем после составления «Повести»!) официальные представители Церкви в патриаршей грамоте 1691 года признали, что относительно «Герасима каково чина в мире быша и како пожиша и в кие лета, известия совершенного несть».
Предоставим слово историку-оптимисту. Слова скептиков, скажет он, конечно, справедливы. Но нет, кажется, ничего невероятного и в повествовании Фомы. Описанные им обстоятельства прихода Герасима вполне реалистичны: он говорит о происхождении монаха из малоизвестного Глушенского монастыря под Киевом — там действительно в эти годы существовал монастырь с похожим названием - Глушецкий, разрушенный татарами уже в 1240 году. Столь точно называемые Фомой даты прихода Герасима на Вологду и его смерти свидетельствуют, видимо, о существовании того древнего «краткого летописца», который он упоминает. Могла существовать и единичная запись (например, в богослужебной книге), носившая характер припоминания, подобная той, что сохранила известие об основании Рязани в 1095 году, — и многие историки признают это единственное известие достоверным.
Заметьте — почти такая же запись помещена и в «Летописец» Ивана Слободского, составленный пятьюдесятью годами позже, в 1716 году. Причем запись у Ивана Слободского кажется восходящей к более древнему источнику, чем широко известная запись из «Повести», дополненная позднейшими деталями, порождающими множество недоразумений. Описывая место, куда пришел Герасим, Фома пишет: «до начала города Вологды, на великий лес» и тут же добавляет — на «средний посад», да еще около церкви на малом торжке. На основании этих противоречивых слов А. А. Засецкий, например, считал, что в 1147 году Вологда уже была значительным городом — с несколькими посадами, торгами и церквями. Но, очевидно, вторую половину записи Фомы следует понимать иначе: «недалеко от этого места ныне (т. е. в XVII веке) расположен малый торг на Ленивой площадке у церкви Воскресения». А мы бы на месте Фомы сегодня пояснили: «в районе улиц Ударников и Бурмагиных, недалеко от памятника 800-летию города». Неясным остается одно обстоятельство: посад почему-то назван «Средним». Хорошо известно, что в Вологде XVII века Город (крепость) окружали три посада — Верхний, Нижний и Заречный. Может быть, название «Средний посад» сохранилось для какой-то части города со времени предполагаемого некоторыми историками деления древнейшей Вологды на две части — новгородскую и великокняжескую?
Дата «1147» как общепризнанный год основания города была помещена на гербе Вологды, утвержденном решением исполнительного комитета Вологодского городского Совета депутатов трудящихся 31 мая 1967 года. Этот герб оставался символом города до 11 апреля 1991 года.
Сторонники первой версии делают такой вывод: Герасим, видимо, действительно пришел «на Вологду» в 1147 году, причем город в это время уже должен был существовать, поскольку все известные русские монастыри XII века основывались в городах или вблизи от них.
Существование же монастыря в глухом лесу, да еще в крае без глубоких христианских традиций в то время было невозможным.
Фрагмент «Повести о чудесах» Герасима Вологодского, составленной в Вологде около 1666 года:
«И оттоле (с 1649 года. —А. С.) преосвещенный Маркелл, архиепископ Вологодский и Великопермский, велел троицкому священнику Григорию приходящих ко святому (к его могиле. — А. С.) допрашивать, кои люди милость получили, и писанию предавати древние и новые чудеса, яко да не в забвении пройдут.
А о жительстве его — коликими труды подвизася, и коего града урожением, и какова рода саном, — того мы не обретахом прехождения ради многим лет и от разорения неверных града Вологды. Но слухи наши простираются от древних человек, что в старых вологодских летописцах пишет сице, что преподобного сего отца Герасима Служба вся с полиелеом и Чудеса его написаны бъии для празднества на память преподобного предложены. Иегда Божиим наущением, грех ради наших, прииде раззорение на град Вологду от иноверных, тогда Житие святаго и со Службою безвестно утратися.
А о приходе преподобного пишет сице: В лето шесть тысяч шестьсот пятьдесят пятое (1147. — А. С), августа в девятый на десять (19. — А. С.) день, на память св[ято-го] мученика Андрея Стратилата, прииде преподобный отец Герасим от богоспасаемого града Киева, тоя же веси Глушенскаго монастыря постриженник, к Вологде реке, еще до зачала града Вологды, на великий лес на Средний посад Воскресения Христова, Ленивыя площадки Малого торжку, и создал пречестен монастырь во славу Пресвятыя Троицы от реки Вологды расстоянием за полпоприща (древнерусская единица измерения расстояний, равная 1,1—1,3 км. — А. С). И оттоле поживе ту преподобный лет тридцать один и скончался в лето шесть тысящь шестьсот весемьдесятьшестом (1178. —А. С.) году, марта в четвертый день, на память преподобного отца нашего Герасима, иже на Иордане».
«Повесть о чудесах» Герасима Вологодского / Публикация Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой // Вологда: Краеведческий альманах. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 603-604.Летописец Ивана Слободского так сообщает о приходе преподобного Герасима:
«Влето 6655(в 1147году. -А. С). Преподобный отец наш Герасим прииде на Вологду и во имя Пресвятые Троицы монастырец возгради от реки Вологды полпоприща на ручью, зовомом Касаров; рождением же бе града Киева, постриженик Глушицкого монастыря, преставися 6686(в 1178году. —А. С), марта в 4 день, на память преподобного отца нашего Герасима, иже на Иордане».Летописец Ивана Слободского // Полное собрание русских летописей. Т 37. С. 194.
Говорит историк-скептик: спор о степени достоверности записи о приходе Герасима продолжается. Правы оптимисты или скептики — рассудит время. Но не будем забывать о главном: в «Повести» идет речь об основании Троицкого монастыря, а не города Вологды.
Сегодня мы можем утверждать, что первое достоверное упоминание о существовании Вологды содержится в договорной грамоте, датированной 1264 годом. В этом документе, содержащем условия договора между тверским великим князем Ярославом Ярославовичем и Новгородом, Вологда упомянута в перечне подвластных Новгороду волостей. Немногословны и летописи: первое упоминание в них волости Вологда мы встречаем лишь в 1273 году. Заметим, что в обоих случаях упомянута волость, а не город, но без административного и военного центра волость, естественно, не могла существовать. Поскольку о времени основания города специальных записей не найдено, значит, по давней традиции, отсчет истории города нужно вести от даты первого его упоминания, от 1264 года. Итак, возраст Вологды к концу тысячелетия составил примерно 740 лет.
Говорит археолог: если между историками нет согласия, то можно попробовать решить вопрос с помощью результатов археологических исследований. Идея найти в вологодской земле что-то древнее возникла, конечно, не сегодня. Люди воочию видели следы укрепленых сооружений Средневековья: вал городища в Лукьянове, рвы и руины крепости Ивана Грозного в Вологде. Рассказывали и о тайных подземных ходах, о каменных погребах с железными дверьми (конечно, хранящих сокровища), скрытых, например, в Соборной горке. Здесь в 1809 году генерал Бороздин провел первые, по всей видимости, в Вологде раскопки, носившие кладоискательский характер. Искали клады и позже (в 1866 году, например, некий штабс-капитан 3.), но не находили ничего, кроме «следов какого-то каменного здания». Настоящие, научные, сокровища вологодской земли не привлекали этих искателей драгоценных древностей... Вниманием специалистов Вологда была обделена до 1947 года, когда вологодский археолог-исследователь П. И. Засурцев заложил первые разведочные раскопы у Ленивой площадки.
В 1948 и 1955—1957 годах московский археолог А. В. Никитин развернул действительно интересные исследования на небольшой, но достаточно значительной площади. Впервые было получено представление о раннем периоде существования Вологды: на пространстве от Софийского собора до кварталов вблизи памятника 800-летию города были найдены сотни древних вещей, исследованы остатки нескольких деревянных построек и бревенчатых мостовых, сохранившихся в переувлажненном грунте. Стало ясно, что исследованный раскопками участок характеризует Вологду как типичный древнерусский город. Не удалось, правда, обнаружить главного — следов укреплений, важнейшей составляющей средневекового города. Никитин полагал, что город возник в XII веке, но самые древние вещи из его раскопок сегодня специалисты все-таки относят только лишь к ХIII веку...Характерные для города вещи, а также остатки деревянных жилых построек и мостовой второй половины XIII века обнаружены и в 1992 году в ходе раскопок вологодского археолога И. П. Кукушкина вблизи Ленивой площадки.
К сожалению, из-за недостатка средств археологи изучили еще лишь ничтожно малую часть старой Вологды. Но уже сейчас можно сказать, что на территории около Ленивой площадки, которая по традиции считается местом расположения древнейшей части города, жизнь началась не ранее XIII века. Остатки такого значительного объекта, как городок (тем более город) XII века, расположенный в исторической части Вологды, вряд ли могли, образно выражаясь, незаметно «соскочить с лопаты» археологов. Пока не найдены остатки построек и вещи более раннего времени и в других частях города. Конечно, раскопки в Вологде нужно продолжать, поскольку только они могут дать новые материалы по проблеме возникновения Вологды. Закон требует, чтобы раскопки проводились перед любым строительством. Увы, он далеко не всегда исполняется.
Если город XII века не найден, то, наверно, нужно присоединиться к мнению историка-скептика о том, что Вологда существует с XIII века. Точнее сегодня сказать нельзя.
Выше мы рассмотрели основные точки зрения и аргументы в давнем споре о времени возникновения Вологды. Возможно, новые открытия со временем внесут изменения в эти схемы. Кто знает, не удревнится ли тогда история города?
Некоторую надежду подал нам авторитетный исследователь русского Средневековья В. А. Кучкин. В 1984 году в своей книге «Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв.» он вновь обратил внимание исследователей на текст Уставной грамоты Святослава Ольговича, составленной в 1137 году. В этом древнем документе перечисляются 27 «погостов» — становищ новгородских сборщиков дани на Европейском Севере. Расположение почти половины этих погостов до сих пор не удалось выяснить, так как их названия почти ничего не говорят нам сегодня. Кучкин обратил внимание на погост, названный в грамоте «у Тошьме», и предположил его связь с волостью Тошня на одноименной речке вблизи Вологды. Долгое время было принято отождествлять этот «затерявшийся» погост с Тотьмой, дата основания которой также неизвестна. И пусть сегодня это лишь еще одна гипотеза, также основанная лишь на простом созвучии названий.
Позволим себе вообразить: вдруг археологическими исследованиями, например, на Лукьяновском городище, вблизи слияния рек Тошни и Вологды, находящемся всего в четырех километрах к западу от центра Вологды XV века, будет выявлено значительное поселение XII века - предшественник современного города? Случаи «перенесения» городов на новое местоположение в русской истории есть в избытке, и названия их иногда при этом также изменялись: Рюриково городище и Новгород, Рязань (ныне городище Старая Рязань) и Переяславль Рязанский (современная Рязань), Гледен и Устюг, Белоозеро и Белозерск... Почему бы не представить и пару Тошня - Вологда? Да и сама Вологда впоследствии, уже во времена Ивана Грозного, поменяла местоположение укреплений, и новый «город» в старинных преданиях тоже назывался по-новому — «Насон-городом». Но об этом — дальше.
очерки истории города, второе издание,
Вологда,"Древности Севера", 2006