Насон - История города Вологды - Вепсы. Историко-географический очерк

Вепсы. Историко-географический очерк

В древние времена, до начала проникновения восточных славян (новгородцев) на соседние территории, обширный ареал земель к югу от Онежского озера был заселен народом племени весь. Относительно этого племенного названия давно установилось определенное мнение: древнерусское летописное «весь» тождественно по происхождению названию теперешних вепсов. В прошлом русские называли их чудью, иногда чухарями или кайванами.

Вепсы — народность финской языковой группы уральской семьи, и по большей части они относят себя к одной из карельских ветвей (людиковское наречие).

Административно ареал расселения вепсов в настоящее время (около 10 тыс. кв. км) включает в себя территорию южных районов Карелии (Пряжинский, Олонецкий, Прионежский), Бокситогорский, Тихвинский и Подпорожский районы Ленинградской и Бабаевский, Белозерский и Вытегорекий районы Вологодской областей. Опустив административные границы, можно оконтурить ареал расселения вепсов следующими природными ориентирами: Олонецкая возвышенность, бассейн реки Свирь (реки Оять и Капша), Вепсовская возвышенность (верхнее течение рек Суда, Шола, Мегра и др.).

Весь (древние вепсы) в древности обживали самые глухие места среди таежных озер, рек и болот. Земледелие на скудных землях не могло полностью обеспечить существование этого трудолюбивого народа, поэтому существенным подспорьем для крестьянского двора было рыболовство и собирательство лесных даров. Вепсы заготавливали в больших количествах рыбу, пернатую дичь, пушнину, клюкву, грибы и вывозили их в города и на ярмарки в обмен на хлеб, соль, ткани, орудия труда и охоты, другие товары. В зимнее время вепсы занимались заготовкой леса и перевозом его на санных подводах к сплавным рекам, что давало дополнительные заработки. Среди занятий вепсов были известны также камнерезные промыслы (знаменитые в конце XVIII века шокшинские каменотесы), гончарное и катавальное ремесло оятских и шимозерских мастеров. Жизнь вепсского населения на протяжении нескольких веков с географической точки зрения характеризовалась удаленностью от торговых путей, городов, почтовых трактов, слабой вовлеченностью в социально-политические процессы, происходившие в государстве. Приняв христианство, вепсы тем не менее сохранили в своем быту, обрядах много национального, самобытного, хотя постоянное соприкосновение с русскими повлияло на их образ жизни, занятия, культуру. Исследователи отмечали, что еще в первой четверти XVI века обитатели Белозерско-Пошехонского края имели свой особый язык, хотя почти все уже говорили по-русски и были православными. В первой Всероссийской переписи населения 1897 года вепсы даже не фиксируются как национальность.

К началу XX века условия жизни вепсов были очень тяжелыми. Писатель-вепс А. Петухов определяет это такими емкими понятиями: бездорожье, бесхлебье, безграмотность, отсутствие своей письменности.

В советский период, особенно в конце 20-х — начале 30-х годов, в жизни вепсов происходят большие изменения. (Необходимо помнить, что до 1937 года западные районы современной Вологодской области входили в состав Ленинградской области.) В начале 1932 года при Отделе национальных меньшинств Ленинградского облисполкома был образован Комитет нового алфавита, в задачи которого входило развитие письменности малых народов на родных языках, подготовка национальных просветительских кадров и издание учебной литературы. Вепсский алфавит был разработан на латинской основе. Для вепсов открываются избы-читальни, 57 школ, строятся больницы, фельдшерские пункты, общественные столовые, ясли, а в Лодейнопольском педагогическом техникуме открылось вепсское отделение. Большое значение имело образование национальных сельсоветов (их возникло 24) и даже вепсского Оятского (Винницкого) национального района. В середине тридцатых годов органами текущего учета госстатистики зафиксирована максимальная в сравнении с последующими переписями численность вепсов в стране — около 35 тысяч человек.

С конца тридцатых годов начался новый период в жизни вепсского народа, который явился отражением сложных социально-политических процессов, происходивших в нашей стране. Прекращается преподавание вепсского языка, закрываются национальные школы. Неоднократные административно-территориальные преобразования, приведшие к разобщенности вепсских земель, также отрицательно сказались на развитии вепсского народа. В сентябре 1937 года образовалась Вологодская область. Проведенная областная граница разрезала ареал компактного расселения вепсов на части. В дальнейшем национальные районы, волости и сельские советы упраздняются. В связи с укрупнением районов в 1955 году в Вологодской области упраздняются Оштинский и Шольский районы. В результате сельсоветы Шимозерского края, населенные вепсами, стали удаленной окраиной и слабым экономическим придатком Вытегорского района, а вепсы Пяжозера, Куй и Пондалы оказались на задворках Бабаевского района.

Значительная часть вепсского населения была переселена в другие районы. Писатель А. Петухов сравнивает это вынужденное нищетой и бездорожьем переселение с народным бедствием: «Переселение Кривозера напоминало еще не забытые картины эвакуации в годы войны: мычали коровы, плакали дети, угрюмо молчали старики».

Дальнейшее запустение вепсских земель объясняется экономическими причинами, общими для всей северной деревни.

В настоящее время вепсов в России насчитывается чуть более 13 тысяч человек. Динамика численности этой народности такова: 1934 г. — 35,0; 1959 г. — 16,4; 1970 г. — 5,2; 1979 г. — 8,1; 1989 г. — 13,3 тысячи человек. Это — цифры официальной переписной статистики. Чтобы правильно их оценить, необходимы некоторые пояснения: вепсы — жители преимущественно сельской местности. В тридцатых годах доля вепсов-горожан в их общей численности не превышала 10%. После войны значительное количество вепсов переселилось в городские поселения. Так, в 1959 г. в городах и поселках городского типа проживало 4,7 тысяч человек вепсской национальности, или 29%. В дальнейшем на статистические показатели влияли следующие особенности. Отток молодежи из села в город, в том числе среди вепсского населения, привел к деградации половозрастной структуры сельских жителей, что резко снизило рождаемость, и в результате в отдельные годы естественный прирост населения был отрицательным, поэтому сокращение численности вепсов в 60-е и 70-е годы частично объясняется вышеуказанным.

Вепсы — малочисленная народность, на протяжении веков испытывающая ассимилирующее влияние русской нации. Этот процесс неизбежен, особенно в городских условиях, а доля вепсов, проживающих в городах, возрастает. В 1989 году она составляла уже более 40%.

В этой связи существенную роль при учете населения играют социальные и нравственно-психологические моменты: престижность нации и языка, критерии отнесения себя к вепсской национальности, а также знание языка. Так, при заполнении переписных листов лишь 45% лиц, отнесших себя к вепсам, считают родным языком язык своей национальности, то есть вепсский. Своеобразным показателем, отражающим процесс ассимиляции вепсов среди русского населения, является нереальное соотношение мужчин и женщин по данным переписи населения, которое (впрочем, как и общая численность вепсов) сильно колеблется, следовательно, имеет место неполнота учета. Здесь, безусловно, существенную роль играют социально-психологические субъективные факторы, которые не могли не сказаться при фиксации численности вепсов по Вологодской области на моменты последних переписей населения: 1979 г. — 800 человек и 1989 г. — не более 200. По нашим оценкам, в настоящее время число вепсов значительно выше.

Таким образом, динамика численности вепсского населения, как и сама вепсская проблема, очень сложны. Но несомненно то, что на увеличение числа вепсов, по данным последней переписи населения, повлияли прогрессивные сдвиги в советской национальной политике по отношению к малочисленным народам, в т. ч. и к вепсам. Основные задачи в решении вепсской национальной проблемы следующие: рост национального самосознания, укрепление чувства национальной полноценности, общий подъем культуры, изучение и усвоение знаний об истории своего народа, его культуры, возрождение и обогащение письменности, языка, фольклора, традиционных народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов и других национальных компонентов.

Условия для достижения поставленных целей чрезвычайно сложные. Разрушается среда обитания вепсского народа: зарастают кустарником и чернолесьем поля, созданные и обрабатываемые тяжелым трудом многих поколений вепсов, тысячи гектаров высокобонитетных вековых лесов сведены и продолжают варварски уничтожаться, мелеют и скудеют десятки чистейших и богатых ранее рыбой озер и верховий сплавных рек. Общественность предпринимает усилия для объединения единой этнической группы вепсов, разобщенной областными и районными границами, в национальный округ или район. Создание такого национально-территориального вепсского административного образования с предоставлением некоторых льгот и преимуществ для его развития может способствовать решению многих проблем развития вепсской народности, рациональному использованию богатых природных ресурсов края, возрождению опустевших деревень, активизации сельской жизни населения.

Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются: запрещен молевой сплав леса по рекам Оять, Капша, Мегра, Суда, Шола, а в октябре 1983 года решением Вологодского облисполкома создан Шимозерский гидрологический государственный заказник, в границы которого входит Шимозеро с километровой прибрежной полосой и карстовыми провалами-ямами, входящими в известную специалистам систему «исчезающих» озер.

К Вепсовской возвышенности от автотрасс Вытегра — Лодейное Поле с севера и Бабаево — Борисово-Судское с юга проложены к настоящему времени неплохие автомобильные дороги, которые, к сожалению, оказывают пока только «медвежью услугу» в деле возрождения древнего вепсского края: идет сведение девственных лесов Шимозерья и вывоз по ним древесины. Хочется верить, что в ближайшем будущем прогрессивные тенденции в России, связанные с новыми законами о земле, о крестьянском хозяйстве, о собственности, об использовании природных ресурсов приведут к возрождению активной сельской жизни, к развитию цивилизованного туризма в красивейшем озерном вепсском крае, который можно назвать «Вологодской Карелией».