Насон - История города Вологды - Метрики, отчеты, исповедные книги

Метрики, отчеты, исповедные книги

XVIII столетие добавило к обязанностям пастырей ведение значительной учетно-статистической документации гражданского и демографического характера. Так, с 1702 года петровское законодательство возложило на приходское духовенство оформление ведомостей о родившихся и умерших. Через 20 лет было установлено вести при церквах метрические книги. В них записывалось имя новорожденного, год, месяц и число его рождения, а также сведения о родителях и воспреемниках. Затем в них же стали регистрироваться браки. Метрики велись в переплетенных, прошнурованных и пронумерованных книгах. Власти требовали, чтоб любая запись совершалась немедленно после требоисправления (венчания, крещения) самим священником или причетником. По истечении года подлинник метрической книги, скрепленный подписями всех священно- и церковнослужителей, передавался в духовное правление, а копия оставалась на хранение в приходе —в ризнице “со всевозможной бережливостью от гнилости и пожара”.

Метрические книги XVIII—XIX веков стали выдающимся памятником отечественной статистики, порой незаменимым при изучении вопросов народонаселения.

С введением учета исповедовавшихся и причастившихся номенклатура приходской документации продолжала разрастаться. Первоначально власти обязывали священников вести соответствующие списки. Затем они переросли в книги, имевшие строго определенные графы: поименные списки семей с указанием возраста, отметки о явке на исповедь и к причастию, причины неявки и пр. Таким образом, каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Современные исследователи считают эти ведомости незаменимым источником для определения численности женского населения (которое при государственных переписях не учитывалось), семей военнослужащих (их жен и детей) и некоторых неподатных сословий.

Нарастание в синодальной церкви бюрократические: методов управления породило и разнообразную письменную отчетность сельского клира: были введены поквартальные, полугодовые и годовые отчеты о положении дел в приходе. Из приходских храмов они направлялись поповским старостам (заказчикам), оттуда —в местные духовные правления (там, где они были), а из последних—в духовные консистории при архиереях.

О чем а них рапортовалось? Священник Богородицкой Устьнедумской церкви, являющийся местным “десятоначальником”, сообщал в 1777 году Устюжскому епископу: 1) праздных священнических мест в его десятке не имеется; 2) “партикулярно” свечной восковой продажи не наблюдалось*; 3) священники в воскресные дни катехизис, букварь и поучения наленостно читают и молитвам прихожан обучают; 4) о воспитании незаконнорожденных детей манифесты разъясняют. Другой десятоначальник, настоятель Спасской церкви Лальского посада сообщает в том же году по тому же адресу: 1) приходские люди состояли в вере тверды и непоколебимы 2) никакого суеверия и расколу и “протчих безобразий не было”, “состояло все добре”; 3) церкви святые состояли в благополучии, церковная утварь в целости, церковные и колоколенные ключи содержались у священников; 4) прихожане в воскресные дни, а также в праздничные и “высокоторжественные” дни приходили в церкви Божий на молитвословие нелепостпо; 5) во время церковного пения “разглагольствования” не было.

В XIX веке отчетность стала детальней, описательней, но изрядный налет формализма оставался и позднее.

*Т. е. не было частной торговли свечами.