Насон - История города Вологды - И вновь — о материальном

И вновь — о материальном

По всей вероятности, в XVIII—XIX веках домашнее хозяйство сельского священника чаще всего было на уровне крепкого крестьянского хозяйства, а в городе— на уровне состоятельного посадского человека. В то же время ясно, что земельная обеспеченность была весьма различной. Так, в Тотемском уезде она колебалась в XVIII веке от 2 до 25 копен сена на семью священника.

Денежные доходы клира зависели от населенности прихода и состоятельности его жителей. Прихожане платили за венчание и погребение, за крещение младенца и молитву родильнице, за молебны и поминания и пр. Как правило, доходы между клириками делились так: половину получал священник, оставшуюся половину делили поровну причетники. Если в клире был диакон, то из второй половины ему шла 1/2 доходов, а остальное делили поровну дьячки и пономари. Денежные обязанности прихожан сопровождались, как указывалось ранее, и натуральными.

В XVIII веке намечается переход к единообразным денежным обязательствам приходского духовенства перед архиереями. Приход продолжал платить церковную дань в зависимости от церковной земли и зажиточности прихожан. Дань направлялась в казну архиерейского дома. Все другие сборы (“милостинные деньги” — на содержание богаделен, “христославные” — на содержание певчих архиерейского кафедрального собора, на бумагу, на дачу жалования полковым священникам и мн. др.) взимались как дополнительный определенный процент от размера дани. Они, в отличие от дани, шли чаще всего в различные централизованные фонды. Выплачивали священники и разовые суммы: при назначении — за “ставленную” грамоту, за перевод из одного прихода в другой, за право служить на приходе некоторое время после смерти жены и пр.

И хотя эти сборы духовенство выплачивало из церковной казны, они, безусловно, заметно сказывались на личных доходах клира.

Во второй половине XVIII века церковная дань была отменена. Память о феодальном характере отношений между священниками и архиереями уходила из внутрицерковной жизни.

С течением времени определилась следующая эволюция: постепенно прекращались платежи архиерею и государству. Духовенство переводилось на денежное содержание в соответствии со штатным расписанием. В то же время сельское духовенство сохраняло денежные, натуральные и земельные обязательства с крестьянским миром, что служило некоторой гарантией стабильного материального положения рядового духовенства. Т. е. не было частной торговли свечами.