Насон - История города Вологды - Монастыри-миссионеры

Монастыри-миссионеры

На Европейском Севере первое поколение монастырей учреждалось в XII—XIII веках: Троицкий — в Вологде (предположительно в XII веке), Троице-Гледенский—близ слияния Юга и Сухоны (середина XII века), Михайло-Архангельский (1212 г.), Иоанно-Предтеченский (1250-е гг.)—оба в Устюге, Спасо-Каменный—на Кубенском озере (конец XIII в.), Троицкий Усть-Шехонский (конец XIII в.), а также, возможно, Валаамский—на островах Ладожского озера и Палеостровский—на Онеге. Таким образом, к исходу XIII века на Европейском Севере размещалось, вероятно, не более десятка монастырей из 120, имевшихся тогда на землях древнерусских княжеств.

Они разместились тремя группами в хорошо известных местах, на жизненно важных путях народной промысловой и земледельческой колонизации Севера. Сведения об их ранней истории очень скудны и полулегендарны. Однако очевидно, что, не будучи тогда обремененными земельными владениями, не втянутые в торговую и хозяйственную деятельность, они сосредоточились на миссионерской и богослужебной деятельности. В условиях, когда основная часть населения, рассеянного на необозримых пространствах Севера, была едва охвачена христианизацией, а по сути оставалась языческой, это было естественным и главным направлением монашеского служения.

Сила воздействия новой веры могла быть прежде всего в личном примере ее проповедников. Можно пред, полагать, что немногочисленное иночество первых северных монастырей объединяло людей незаурядных, аккумулировавших в себе высокий молитвенный настрой и готовность к подвигу. Окружающий мир не мог остаться равнодушным.

Важно и то, что в соседних с Севером территориях концентрация монастырей была заметно выше: Новгородско-Псковские земли—около 30, Ростово-Суздальские—около 40. Здесь: накапливался мощный миссионерский и организационный потенциал для новой волны христианизации Севера.