Стефан Пермский и его преемники
Сквозь толщу столетий дошли до нас имена епископов, служивших Церкви и народу в первые века христианизации Севера. Их немного, и наибольшей известностью среди них пользуется выдающийся миссионер и просветитель епископ Стефан Пермский. Уроженец Великого Устюга, сын соборного причетника, овладев грамотой и получив “книжное научение”, он оказался в братии ростовского монастыря во имя святителя Григория Богослова. Монастырь обладал великолепной библиотекой, а среди монахов было немало грамотных и ученых книжников.
Получив монашеский постриг, Стефан сам много занимался переписыванием книг, читал, целыми днями не выходил из книгохранилища. Способности молодого монаха были замечены и оценены: Ростовский владыка Арсений возвел его в иеродиакона, а Коломенский архиепископ Герасим рукоположил в иеромонаха. Его, как хорошо знающего зырянский язык, начали готовить к миссионерской деятельности в Коми крае. Стефан составил зырянскую азбуку и перевел на их язык Евангелие, Апостол, Псалтырь, Часослов, а также наиболее необходимые книги Священного Писания. От церковной власти он получил благословение, святое миро и антиминсы для совершения церковных служб, от Великого Князя—охранные грамоты. И в 1379 году Стефан выехал в Великий Устюг, а оттуда на Пырос (Котлас), на Вилядь, где совершил первые массовые крещения язычников. На следующий год он достиг устья реки Выми — места пересечения важнейших путей сообщения Коми края. Здесь же находилось одно из популярнейших языческих святилищ древних коми. Миссионер превратил Усть-Вымь в свою резиденцию и на отпущенные ему средства возвел первый христианский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Стефан предпринимал все, что в его силах, для христианизации коми. Он избрал единственно правильный путь: терпеливо готовил помощников и миссионеров из местного населения, категорически отказываясь от насильственного русификаторства. Вот почему в первую очередь он создал школу для мальчиков-зырян, где начал обучение пермскому и русскому языкам, а также основам богослужения, которое также перевел на местный язык. Наиболее способных и достойных священного сана он посылал в Москву для рукоположения. Одновременно Стефан совершал поездки по краю, разрушал языческие капища, совершал многочисленные крещения, непрерывно проповедовал.
Большое впечатление на всех оказала победа Стефана в своеобразном диспуте с главным жрецом Памом. В ходе его Пам вызывал Стефана пройти через огонь и воду, чтобы доказать правоту и силу своей веры. Миссионер согласился, но взял и жреца за руку, чтобы идти в огонь вместе с ним: Пам устрашился. Стефан предлагал идти и в воду, но результат был таким же. Посрамленный Пам с остатками своих единоверцев вынужден был уйти.
Так прошло долгих четыре года. Стефан видел: чтобы брошенные им семена дали всходы, необходимо придать оформляющейся здесь церковной жизни каноническое завершение. Он выехал в Москву и на встречах с Великим Князем Дмитрием Донским и митрополитом Пименом стал убеждать их в целесообразности образования епархии в Коми крае. Ситуация сложилась редкостная — предлагалось создать архиерейскую кафедру в обширной земле, едва затронутой христианизацией, где и церкви-то можно было пересчитать по пальцам, в то время как на всю Московскую Русь насчитывалось лишь полтора десятка архиереев. Тем не менее вопрос был решен положительно — новая епархия, помимо миссионерских задач, должна была способствовать укреплению политических позиций Москвы на северо-востоке. Зимой 1383 года Стефан был возведен в высокое архиерейское достоинство с титулом “Епископ Пермский”. От Великого Князя он получил административные права и грамоты на земельные владения для архиерейской кафедры.
Епископ Стефан еще 13 лет жизни отдал Коми краю. Он воздвиг и освятил несколько небольших монастырей, продолжал миссионерские поездки, поставил первые храмы и часовни по Вычегде, Сысоле и Выми, расширил деятельность школы.
Политическая ситуация на периферии тогдашней государственности была такова, что Стефану Пермскому пришлось проявить немалые дипломатические и административные способности, чтобы отстоять право епархии на существование и целостность. Так, в первые годы существования епархии обострились отношения с Новгородом, рассматривавшим земли Коми в сфере своего традиционного влияния. Факт утверждения епископии в Усть-Выми церковные власти Великого Новгорода встретили весьма прохладно. Известно, что новгородцы в 1385—1386 гг. даже совершали набеги на вычегодские земли, что заставило Стефана маневрировать, обращаться к помощи своих земляков-устюжан и использовать их силы для отражения новгородской вольницы. Вскоре после этого Стефан использовал удобный политический момент—Новгородская республика потерпела ряд поражений от Дмитрия Донского, ослабла и вынуждена была платить Москве контрибуцию— для визита в Новгород.
Приезд в старинный церковный центр Руси опытного миссионера и просвещенного иерарха оказался как нельзя кстати и для новгородцев, ибо здесь разгоралась очередная волна ересей—так называемых стригольников. Стефан написал яркое полемическое сочинение, в котором обличал еретиков и поддерживал православные догматы. Авторитет епископа-миссионера оказал большое воздействие на нормализацию церковной жизни в Новгороде. Имела успех и дипломатическая часть поездки — Новгород признал новую епархию.
Стефану Пермскому, фактически ставшему и первым администратором Коми края, приходилось отражать набеги вогулов и вятчан, принимать меры к предотвращению голода в неурожайные годы, утверждать правый суд и т. д.
Скончался Стефан во время третьей поездки в Москву в 1396 году и был похоронен в Кремле, в церкви Преображения. Через полтора века он был причислен к лику святых. Так, по достоинству была ощенена деятельность святителя Стефана Пермского.
После смерти Стефана Пермского его кафедру последовательно возглавляли: Исаакий (1398—упомин. до 1416), Герасим (убит не ранее 1441), Питирим (упомин. в 1447—1448, убит в 1455), Иона (1459, убит в 1471). Последние трое погибли от рук язычников и были причислены Церковью к лику святых.
Затем пермские владыки стали носить титул епископов Пермских и Вологодских. Эту кафедру занимали: Филофей (1472—1501), Никон (упомин. с 1502 по 1514), Пимен (упомин. с 1520 по 1524), Алексий (1525—1542), Киприан (1547—упомин. до 1558), Иоасаф (1560—1506?), Макарий (упомин. в 1568—1574), Варлаам (упомин. в 1577—1584), Антоний (1585—1587); архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона (1588—1604), Иосаф II (1604—1609). Сильвестр (1609—1613), Нектарий (1613—1617; 1625—1626), Макарий II (1617—1619), Корнилий (1620—1625), Варлаам II (1626—1645), Маркелл (1645—1663). При Маркелле произошло изменение границ епархии, и он стал именоваться Вологодским и Белозерским. Его преемником был архиепископ Симон (1664—1684).