Насон - История города Вологды - Время Ивана Грозного

Время Ивана Грозного

Важнейшим временем становления Вологды в качестве крупного северного города становится вторая половина XVI века, определившая его социально-политическое и экономическое значение, планировочную структуру города. Иван IV в связи с введением в стране режима опричнины избирает Вологду в качестве одного из основных опорных пунктов на Севере. Здесь царь находился в 1565, 1566, 1568 -1571 годах. По его повелению административный и духовный центр города перемещается из района Ленивой площадки на полкилометра вниз по реке. На участке, выбранном для нового кремля, в 1565 году начинаются грандиозные земляные и строительные работы: «Великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич в бытность свою на Вологде повелел рвы копать, и сваи уготавлять, и место чистить, где быть грацким стенам каменного здания». В 1566 году царь «повелел заложить град каменной, и его, великого государя, повелением заложен град апреля 28 день, на памяти святых апостол Иассона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы и наречен бысть град во имя апостола Иассона». В конце 1560-х годов начинается строительство величественного собора: царь Иван Васильевич повелел «соборную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому, и сделаша в 2 года». В Вологду этого времени привозят 300 пушек, отлитых на московском Пушечном дворе, а в гарнизоне крепости, кроме дворян, находится 500 стрельцов. В работах участвуют выписанные из Англии специалисты.За четыре-пять лет примерно десять тысяч вологжан, пленных татар и турок под руководством английского инженера Хэмфри Локка выстроили 23-х башенную (каменных башен 11), обводненную рекой Вологдой и тремя искусственными рвами крепость. Площадь ее — 56 гектаров — в два раза превышала площадь Московского кремля, а число башен было больше в полтора раза.

М. Копьев и А. Савин. «Посещение Иоанном IVстроительства Успенского собора (Святой Софии) в Вологде».

В конце 60-х годов XVI века, во время последнего, самого длительного, визита царя был построен деревянный дворец, во дворе которого, по свидетельству летописи, «начали здати... церковь каменную Рождество Христово да полату каменную противо тоеже церкви». В самом же дворце царь распорядился освятить храм в честь «Праведных Богоотец Иоакима и Анны», ставший домовой церковью царя, отстроенной на время пребывания его в Вологде. В писцовой книге 1627 года он именуется «что у Государя на сенях», что свидетельствует о существовании здесь с 60-70-х годов XVI века деревянного царского дворца. После крупного пожара, случившегося в городе в Великий князь Иван Васильевич приказал «воеводам градским устроити во граде пушки и пищали». Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века, составленного самим Иваном Грозным.1605 году и уничтожившего среди прочих строений и царский дворец с домовой церковью, храм отстроили заново. Однако с прежним своим названием он дожил только до середины XVII столетия - главным престолом храма во второй половине столетия уже был Покровский. Напоминанием о визитах царя является и церковь Божией Матери Казанской, соседствующая ныне с Покровской. Первый храм на месте современной церкви возник также в середине XVI века и был связан с началом строительства новой крепости. В память о закладке царем Иваном IV 28 апреля 1566 года каменной твердыни и была построена здесь деревянная церковь с престолом, посвященным святым апостолам Иассону и Сосипатру, память которых отмечается именно в этот день.
Общегосударственное значение Вологды по-прежнему определялось выгодным географическим расположением города и спецификой внешнеторговых отношений Московского царства. Именно этими взаимосвязанными обстоятельствами можно объяснить столь пристальное внимание к Вологде царя Иоанна IV. С 1560-х годов Вологда стала одним из крупнейших городов Московского государства как по числу дворов (свыше 1500 дворов), так и по объему торгового оборота. В 1584-1585 годах московское правительство закрыло гавани на Мурманском берегу (ввиду близости Мурмана к враждебной Швеции) и перенесло место всех основных торговых операций из Колы в Архангельск (основан в 1584 году). Сосредоточение торговли в Архангельске сделало неизбежным дальнейший рост и расцвет Устюга и Вологды. Вологда, давно уже занимавшая важную роль посредника между Поморьем и центральными уездами, стала пунктом начала «судового хода» к Архангельску и узловым звеном всех грузопотоков по линии Москва - Поволжье - Поморье. Здесь постоянно находились иностранцы (главным образом англичане и голландцы), стояли их склады и гостиницы.

Иван Грозный
Ивану Грозному Вологда многим обязана - и даже планировкой центра, во многом сохранившейся до наших дней. Желая создать свою столицу на севере Руси, подальше от ненавистных бояр, грозный царь резко изменил облик довольно скромного до того города. Был построен деревянный царский дворец (он до наших дней не сохранился - сгорел), каменный кремль, огромный собор - по образцу Успенского собора в Москве, главного храма государства. В 1565-1571 годах Иван Грозный не раз бывал в Вологде, и этот период окутан тайнами и легендами - вроде той, что повествует о кирпиче, упавшем на главу самодержца из свода строящегося собора. А легенда о библиотеке Ивана IV - таинственной Либерии, которую никак не могут найти нигде, - до сих пор побуждает кладоискателей на новые поиски...

Неоднократное пребывание Ивана Грозного в Вологде, закладка каменных городских стен, соединение речек Содемки и Шограша с рекой Вологдой посредством перекопа (рва) и, наконец, возведение каменного соборного храма во имя Успения Богородицы по образцу московского Успенского собора, именование его Софийским (по примеру древних киевского и новгородского соборов) - все это подтверждало наличие у царя относительно Вологды перспективных планов. Английский посол Дж. Горсей, побывавший в России в 1572-1591 годах, в своих «Записках о Московии» особо отмечает масштабное строительство Иваном IV крупных судов в Вологде, мотивируя данное предприятие необходимостью (в случае внутренних неурядиц) выехать с семьей, ближним двором и царской сокровищницей в Англию.

Впрочем, о долгосрочных прогнозах царя судить трудно. Вспыхнувшая в 1570 году эпидемия («был на Вологде мор велик»), внутренние неурядицы в опричных делах и нашествие крымского хана вынудили самодержца «временно» покинуть город: «и того ради Великий государь изволил идти в царствующий град Москву». «И тогда Вологды, - резюмирует местный летописец, - строение преста».

Все более возрастающее значение Вологды внесло значительные коррективы и в религиозно-культурный статус города. До второй половины XV века большая часть северных земель, включая многие территории по Сухоне и Кубене, находилась под покровительством новгородского архиепископа. Новгородской Софии принадлежала и Вологда. Влияние новгородского архипастыря не распространялось на Белозерье, Чарондскую округу, Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, находившиеся под патронажем Ростовской кафедры. Но уже в конце XIV столетия распределение церковной власти, складывавшееся под влиянием реалий колонизации и Софийский собор в Вологде. Построен в 1568-1570 годах. Фото начала XX века.христианизации северных земель, начало меняться. Образование в 1383 году первой самостоятельной епархии на Севере, охватывавшей спорные земли Коми края, нарушило шаткое равновесие «духовного» влияния на Севере Новгорода и «понизовых» земель. Политические устремления крепнущей великокняжеской Москвы соединились с миссионерскими задачами Церкви.

Новый импульс этому обоюдному процессу придало несколько разноплановых «знаковых» событий, происшедших в XV столетии, определивших динамику и направление последующих изменений в церковно-государственных отношениях на Севере. Провозглашение в 1448 году автокефалии Русской церкви давало возможность более активного и направленного церковно-территориального обустройства Московии. Военные неудачи Новгорода в 1471 году, которые привели к его формальному покорению Москвой, позволили победителю заметно ограничить влияние Новгородской Софии и вывести из-под ее контроля Пинегу, Кевролу, Мезень и Вятскую землю.

В 1492 году решен вопрос о Вологде: по настоянию великого князя Ивана III город и округу перевели в Пермскую епархию, с тех пор так и называвшуюся - «Пермская и Вологодская». Перевод Вологды в состав другой епархии закреплял усилия по монастырскому учредительству и приходскому устроению Вологодской земли, осуществлявшемуся в XIV-XV веках преимущественно из московских пределов. Завершающим итогом церковно-территориального обустройства вологодских земель стал перенос владычной кафедры из далекой Усть-Выми в Вологду. Северная епархия получила новое именование - «Вологодская и Великопермская». Это событие произошло в 1571 году, но было подготовлено всей логикой хозяйственно-культурных отношений конца XV - начала XVI века на Севере.