Как мера и красота скажут о характере
вологодского деревянного декора
Сравнение рисунка вологодской деревянной резьбы в немногочисленных статьях на эту тему с вологодскими кружевами давно стало таким же навязчивым штампом, как заголовок «Итоги и задачи» у статей с анализом производственно-хозяйственной деятельности. Бойкое журналистское сравнение неверно по сути. Не было и нет в Вологде домов, украшенных резьбой от фундамента до карниза.
Если уж говорить о богатстве деревянного декора, столицей резьбы с полным на то основанием можно, пожалуй, назвать Томск.
В изобилии украшались резьбой и костромские дома. Пятнадцать лет назад их еще можно было увидеть. Костромичи успели и альбом о своих резных достопримечательностях издать.
Назвали его — как вы думаете? Ну, разумеется,— «Деревянное кружево Костромы»! Тогда, в мой первый целевой приезд в Кострому главным чувством поначалу была обыкновенная зависть. Столько красивых особняков, все в резьбе «с головы до пят», успевай только головой крутить! Но уже на другой день от такого изобилия зарябило в глазах, а на третий дошел смысл народной мудрости: не та красота, что бьет в глаза. Стало понятно: Кострома — город купеческий, соревнование и азарт — понятия, купцам не чуждые, поэтому всяк старался, чтобы свой особняк был не ниже и не беднее соседского. Только вкус их иногда подводил.
У вологодских купцов перед глазами стояли образцы деревянного классицизма, в которых стиль выдерживался неукоснительно, поэтому даже в купеческих домах двухъярусные наличники — редкость, а трехъярусных, как в Костроме, и совсем нет.
По традиции вологодские мастера строили «как мера и красота скажут», искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта. Чем объяснить эту традицию? Может быть суровостью северной природы и, соответственно, сдержанностью и несуетностью наших земляков, их характером прямым и речами, чуждыми всякой витиеватости? Принципиальный отказ от архитектурных излишеств — сущностная черта новгородской, а значит, и вологодской архитектуры. Эта черта прослеживается в Вологде еще от Софийского собора. По композиции он москвич, по декоративному оформлению — родной брат Новгородской Софии.
Так что, если и можно говорить о кружеве в связи с деревянным зодчеством, то скорее в отношении металлических украшений деревянных домов. Вот этот фронтон, увенчанный накладкой из просечного железа, действительно без натяжки можно уподобить кружевному.
А в крылечке аналогичные накладки дополняются резным деревянным подзором.
Над печными трубами традиционно возвышались дымники, служившие не только для красоты, но и для защиты дымохода.
Резные украшения в купеческие и мещанские дома пришли из народной архитектуры Севера, а для нее характерна пропильная резьба в отличие от районов Поволжья, где резьба была глухой, объемной. Немногочисленные сравнительно исключения, подтверждающие это правило, навеяны каменными аналогами, как, например, барочные завитки в балконе одного из домов на Пречистенской набережной.
Объемная же резьба широко использовалась в Вологде для дверных украшений. Здесь мы видим самые разнообразные мотивы, говорящие о богатой фантазии строителей: и растительные орнаменты, и львов и даже кого-то вроде дядьки Черномора.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993