Почему замолчали дома
О всяком доме можно сказать словами поэта:
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
И этот дом, нам отслуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
С. Маршак
Это, конечно, метафора... А все-таки — попробуйте иногда отвлечься от суеты и постоять перед каким-нибудь деревянным старожилом. Если вам повезет, вы услышите его историю, вроде той, какую поведал мне дом на Калашной улице, как испокон веку называлась теперешняя улица Гоголя.
![Один из немногих трехэтажных деревянных домов Вологды на улице Гоголя, 65 (не сохранился). Фото конца XX века](/content/image/moyavologda/na_gogolya.gif)
Это трехэтажное здание необычно даже для Вологды, хотя ни чистотой линий, ни строгостью стиля не пленит взыскательный взор профессионала-архитектора. Видно решил какой-то купец построить хоромину наособицу, и не просто выше, чем у соседей, а с колоннами, с претензией на стиль. Да колонны чтобы завершались завитушками-волютами, как у дворян Левашовых. Только у плотника на объемные волюты то ли уменья не хватило, то ли сроки сильно поджимали. Но настырный заказчик стоял на своем: вырезай, мол, как велено. Ну что ты с ним сделаешь! Голь на выдумку хитра. Взял мастер дощечки по числу колонн, обработал их торцы в одной плоскости под ионические волюты и приладил сверху к колоннам. Простенько, но со вкусом, говорят в таких случаях.
И пусть верхняя часть терема вызывает ассоциации скорее с дачной постройкой, чем с классической, купчик остался доволен — не хуже, чем у господ, и, главное, выше!
Если этот дом кто-то посчитает курьезом, вот вам солидный купеческий особняк. Каменный низ, деревянный верх. В простенках между окон второго этажа обратите внимание на резные пилястры, выполненные тщательно и по всем правилам классицизма, с желобками-каннелюрами и листьями аканта. Все, что мы привыкли видеть в граните и мраморе, здесь талантливо воплощено в дереве.
![Купеческий особняк, дом № 8 по ул. Козленской (не сохранился).](/content/image/moyavologda/na_kozlenskoy.jpg)
Об этом доме можно было бы говорить не только в части архитектурных достоинств, но построить на его примере и социальный рассказ. Если бы мы поглядели на дом сбоку, то увидели бы, что при той же общей высоте здание имеет третий антресольный этаж — для прислуги. Там и потолки пониже, и жить теснее. Но по сослагательному наклонению — можно бы — вы правильно догадались, что дому не повезло, причем по двум причинам. Угораздило его родиться в центре Вологды, да еще с каменным первым этажом: кирпичи ведь не бревна, не перенесешь, как деревянный сруб, на новое место. А потому на освободившейся площадке дома № 8 по улице Козленской возвели другое здание — очередной офис, прочный и массивный. Ни высотой, ни оригинальностью композиции не выделяется дом № 2 по улице Чернышевского. Обычная для Вологды схема двухэтажного особняка с боковым расположением балкона над парадным входом. Балкон как балкон. Колонны, разделяющие три его арки, украшены модульонами объемной резьбы — элементами барокко. По краям резной решетки балкона разместились точеные завитки, а в центре — традиционный стилизованный солнечный диск.
![Декор дома № 18 на Пречистенской набережной. Современное фото](/content/image/moyavologda/dekor_prechistenskaya.jpg)
Хотя постойте-ка, да ведь это вовсе не солнце, а самый настоящий штурвал корабля. Вокруг же него не абстрактные завитки, а... резвящиеся дельфины. Может быть хозяином этого дома был моряк? Вдоволь постранствовав по белу свету, вернулся он в родной город, построил себе особняк на самом берегу реки и в память о своих походах, украсил его морской эмблематикой.
![Дом на углу улиц Благовещенской и Мальцева. Фото конца XX века](/content/image/moyavologda/na_malceva.jpg)
Впрочем, морская романтика не чужда и купцам. Заметьте, что с этого момента отсебятина (в смысле рассказ от себя) заканчивается; дома будут говорить о себе сами. Не верите? Тогда послушайте еще две истории. При реставрации дома № 3/32 на углу улиц Благовещенской и Мальцева в фундаменте обнаружили замурованную бутылку, в бутылке, как водится в морских романах, записку, в записке следующее:
«Благослови, Господи! 1900 года апреля 27 дня начата постройка сего дома, принадлежащего вологодской мещанке Александре Дормидонтовне Макаушкиной. Строитель был муж ее, Александр Федорович Макаушкин, подрядчик каменных работ Бородкин и плотничных Михаил Кузенков. Торгующий по свидетельству 2-го разряда в Вологде в Светлом ряду Александр Федорович Макаушкин.
г. Вологда, 1900 г., апрель».
Если бы все владельцы проявили такую предусмотрительность, мое повествование было бы полнее и ярче. Только вот не все рассказы мы хотим слушать. Реставрировали плотники одноэтажный дом на углу Октябрьской улицы и Мальцева. И только принялись за подоконники, как оттуда неожиданно высыпался ворох листовок времен первой русской революции. Ничего удивительного: ведь подобные листовки разбрасывались в зал с балкона Народного дома, теперешнего Театра для детей и молодежи, в котором в то время проходили бурные митинги, как в Доме политпросвещения в годы перестройки.
Находку поспешил увидеть работник краеведческого музея, но... успел лишь к догорающим в печи буржуйки листкам. Как не вспомнить пушкинское — «мы ленивы и нелюбопытны». Даже то, что само плывет в руки, мы умудряемся пропускать сквозь пальцы.
Может потому и умолкли старые вологодские дома, предпочитая держать при себе свои тайны?
А.И. Сазонов, Вологда, 1993