Золотой век деревянного зодчества
Вторая половина XIX века
Из старой аксиомы «ничто не вечно под Луной» вытекает следствие: у каждого явления есть свое начало, пик развития и неизбежный конец. Кульминацией вологодского деревянного зодчества следует считать середину прошлого столетия.
Именно тогда местные мастера отошли от подражания формам каменной архитектуры и разработали оригинальную композицию деревянного дома: двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу, несколько вытянутый вглубь двора. Обязательным конструктивным элементом является балкон (строго говоря — лоджия) в углу главного фасада. Под балконом крыльцо с двумя парами дверей в первый и второй этажи.
В Вологде почти нет первоклассных, общерусского значения образцов каменного зодчества. Но тем не менее наш город внес свой вклад и в мировую архитектуру. И состоит этот вклад не в каменных особняках и храмах, не в Софийском соборе даже, ибо собор возведен по столичному аналогу, а в разработке именно такого, единственного и не встречающегося больше нигде в мире, типа деревянного дома.
Вот такие рядовые (рядовые, разумеется, для Вологды) дома и создавали уникальную городскую среду. А ведь исторически сложившаяся среда и определяет, о чем говорилось в начале, облик любого города.
Этот дом по улице Благовещенской, 20 воплотил в себе все типичные черты вологодского зодчества. Одна из них — карниз, полукружием нависающий над фасадами. Помнишь, читатель: по старой вологодской улице, ритм которой задавали такие вот дома, полускрытые зеленью деревьев, во время не особо большого дождика можно было пройти без зонта, не промокнув.
Пролетевшие десятилетия оставили на доме характерный для деревянных старожилов Вологды сероватый оттенок. И пусть пригнулся он под тяжестью лет и утратил кое-что из своего убранства: резные детали балкона, модерновый рисунок дверей и фасонные дверные ручки, но даже в теперешнем состоянии нельзя не заметить гармоничных пропорций дома, удачно найденных строителями. В едином комплексе с этим домом раньше находился и каретник.
Кроме того, дом — образец гибкости деревянного зодчества в отборе декоративных элементов. Если взглянуть на него со стороны улицы Батюшкова, то в центре фронтона мы увидим резную деталь — прясло или «полотенце», словно «мятую с избы богатого северного крестьянина. А в наличниках окон, и остатках рисунка дверей, в резьбе балкона заметно явное влияние модерна. Вот так вологодские мастера строили в своем оригинальном стиле, но черпали в то же время из сокровищницы народного зодчества, не чуждались и модных течений в каменной архитектуре.
Ближе к концу века с ростом населения, связанным со строительством железной дороги, притоком крестьян и ссыльных, возникла острая нужда в жилье. Вологодские деревянных дел мастера успешно им полнили социальный заказ. Что представляли из себя доходные дома в Петербурге, мы знаем из произведений Ф. М. Достоевского. В Вологде доходный дом — это двухэтажный, вытянутый вдоль главного фасада параллелепипед с балконами по краям и в центре или только по краям. В одном из таких домов, принадлежавшем купцу Самарину, снимала квартиру М. И. Ульянова.
Итак, сто лет назад вологодские зодчие дали «городу и миру» несколько типов деревянных домов. И, хотя таких домов насчитывались сотни и сотни, двух полностью одинаковых не было. Этим рядовая застройка прошлого отличалась от современной. И еще чем-то, что трудно передать словами: особым ритмом своим, даже, если хотите, запахом, присущим только деревянному жилью. (Предвижу в этом месте недобрые реплики жителей аварийных «деревяшек». Погоди возмущаться, многострадальный читатель, будет слово и о твоих бедах.)
Не замечали за собой: проходя по остаткам старых кварталов, невольно замедляешь шаг; в микрорайонах же пяти- и т. д.— этажки, шпалерами выстроившиеся вдоль улиц, гонят вас вперед, взгляд на них как-то не задерживается. Современная жилая коробка — поточный продукт стройиндустрии, «машина для жилья». Деревянный же дом — изделие индивидуальное, в нем чувствуешь тепло человеческих рук, что всегда привлекает. Может поэтому вологжане в массе своей более медлительны, чем жители других близких по размерам городов? Ведь архитектурная среда, как и всякая другая, всегда воздействует на нас, даже если мы к ней абсолютно равнодушны.
Разнообразие внешнего облика домов достигалось зодчими во многом за счет умелой декоративной обработки фасадов.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993