Куда пропала колонна?
Декоративное убранство разночинских домов второй половины прошлого века сильно отличается от декора домов дворянских. Но наивно было бы полагать, что оно появилось в один прекрасный момент, как Афина из головы Зевса. Изменения накапливались исподволь, и то, что получалось в конце цепочки превращений, иногда абсолютно не похоже на исходный элемент. Проследим за одной из архитектурных метаморфоз.
В число обязательных атрибутов классицизма входили четырех-, шести- и восьмиколонные портики на главном фасаде. Купечество на первых порах активно использовало колоннады, что мы видели на примере домов Юшина и Соковикова.
Во второй половине XIX века вологодские мастера разработали свой тип дома; в некоторые из них они включали колонны.
Так, в доме № 36 по улице Герцена спаренными колонками украшены углы фасада на уровне второго этажа.
Если в балконе этого дома колонны выполняют конструктивную функцию, на фасаде им отводится чисто декоративная роль.
С течением времени постепенно исчезают и декоративные колонны. Их место занимают резные пилоны.
Проходит еще десяток-другой лет. Вот уже прямоугольный в сечении пилон стал совсем плоским, превратился в пилястру. Кому было недосуг вырезать желобки-каннелюры, листья аканта и прочие элементы из арсенала классицизма, но кто все-таки не расставался с претензиями на стиль, тот иногда приколачивал к фасаду гладкую доску, а по бокам ее пристраивал простейшие завитушки — чем вам не пилястра!
К концу века и о пилястрах забывают. Углы фасадов декорируются плоскими резными узорами, как правило заключенными в рамку, даже отдаленно не напоминающими свою прародительницу. Эволюция колонны завершилась.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993