Долгий путь к вершине
Деревянное зодчество середины XIX века
К середине прошлого века дворянство как класс постепенно сдает позиции во всех сферах, в том числе и в архитектуре.
Взгляните на дом Дружинина, стоящий на углу улиц Благовещенской и Мальцева. Хотя хозяин и имел генеральский чин, особняк роскошным не назовешь. Не по средствам оказались колоннады в два этажа: вместо привычного четырех-, шестиколонного портика в этом доме мы видим пилоны и выступающую в центре фасада веранду с металлической решеткой. Две пары окон по краям здания объединены общей рамкой с простейшими ромбическими украшениями. Дом легко представить стоящим не на городской улице, а где-нибудь на берегу пруда, в тени старых лип помещичьего парка, а самого хозяина вкушающим на веранде вечерний чай в кругу семьи. В отличие от дворянства купечество стремительно богатеет. А кто платит, тот, как известно, и музыку заказывает. Вот только с фантазией пока неважно, поэтому первые «техзадания» на будущие хоромы местные толстосумы выдают, глядя на дворянские особняки.
Композиция дома Соковикова постройки 1840-х годов ясная и четкая, типичная для классицизма.
Ризалит* главного фасада украшен во втором этаже четырехколонным портиком, а карниз по всему периметру здания выступами — дентикулами. Все говорит за то, что дом дворянский.
Но, присмотревшись к нему более внимательно, увидим, что колонны расставлены неравномерно: средний широкий промежуток выявляет большое венецианское окно, над ним полукружие с витиеватым резным орнаментом. Над окнами второго этажа на фасаде со стороны улицы Предтеченской видим этот же рисунок циклично повторенным, причем между полукружиями помещены небольшие розетки.
Все это выпадает из строгих канонов классицизма и выдает сословную принадлежность владельца. Кроме прекрасных пропорций, что, думаю, для всех очевидно, дом этот нравится мне продуманностью и тщательностью в использовании и отделке деталей. Видно, что мастера работали не спеша, с любовью к делу. При подробном осмотре дома привлекают внимание и дымники над печными трубами, и воронка водостока, и декоративные решетки антресольных окон со стороны двора, и вытянутые профилированные дверные ручки, и растительный орнамент в оконных переплетах первого этажа.
После купца Соковикова дом переходил из рук в руки. Особенно много владельцев у него было после Октября. Перечень их длинный и разнородный:
от австрийского посольства в 1918 году до туберкулезного диспансера непосредственно перед реставрацией. Сейчас в этом здании Музей истории молодежного движения, что не случайно, так как именно здесь проходил первый съезд вологодского комсомола.
Дом Юшина, стоящий неподалеку,— еще более явный пример сочетания в деревянной архитектуре купеческих домов середины прошлого века классической композиции с народным декором. Этот дом оформлен полностью в народном вкусе.
Возьмем хотя бы окна нижнего этажа. Точно такие же, небольшие по размеру,— берегли тепло в ущерб свету,— завершенные полукружиями веерообразными розетками в них, окна можно было встретить в массе простых одноэтажных домиков. Несколько подобных сохранилось еще на улице Чернышевского. Таким же широко распространенным элементом декора можно считать и удлиненные ромбики с розеточками в центре их в наличниках окон второго этажа.
Эта главка одна из коротких не случайно. Домов «переходного периода» в городе немного. Очень скоро вологодские мастера нашли свой, не заимствованный из каменной архитектуры классицизма стиль, разработали абсолютно новый тип жилого дома, тиражировали его в бессчетном множестве вариантов и на долгие годы определили традиционный облик старой Вологды. Здесь мы подошли к самому интересному, на мой взгляд, периоду в вологодском деревянном зодчестве — второй половине XIX века.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993