Вологодский модерн
Зодчество конца XIX — начала XX века
Знаком ли вам этот цветок? Нет, это не фрагмент гравюры Чюрлениса, хотя манера исполнения — модерн — может напомнить творчество литовского мастера и других художников начала века.
Стиль, а точнее — стилевое направление, модерн завоевал весь мир на рубеже двух веков — девятнадцатого и двадцатого. Он проник не только во все виды искусства, но и в быт: в мебели, коврах, тканях, посуде, осветительных приборах,— словом, везде проявились черты этого стиля.
В архитектуре модерн возник в противовес эклектическим течениям XIX века, когда фасады домов декорировались то под готику, то под ренессанс, то «а ля рококо». Передовые архитекторы задались целью создать собственный язык архитектурной выразительности, присущий новой эпохе. Лучшим из них это удалось.
Каждая постройка таких мастеров, как Л. Кекушев, Ф. Шехтель ярко индивидуальна, подражать им невозможно. Ведь, например, в особняке Рябушинского в Москве, где сейчас дом-музей А. М. Горького, Шехтелем продумано буквально все — от композиции и интерьеров до дверных ручек.
Хорошо знакомый вологжанам Ярославский вокзал того же зодчего — один из лучших в столице. Современный для начала века вид сочетается в нем с чертами древнерусских построек. Образно выражено и назначение здания. С противоположной стороны Комсомольской площади убеждаешься, что центральный портал представляет собой огромные ворота, ворота на Русский Север: в Ярославль, в Вологду...
В Вологде, как и в большинстве провинциальных городов, модерн особого распространения не получил: не было здесь ни зодчих, способных создать целостные по архитектурно-художественному решению проекты, ни заказчиков-миллионеров (За исключением, может быть, знаменитого купца X. С. Леденцова. Но он весь свой немалый капитал вкладывал в развитие русской науки и другие общественные дела.), которые могли бы эти проекты субсидировать. Лишь решетчатые переплеты окон здания страхового общества, теперь одного из корпусов политехнического института на углу улиц М. Ульяновой и Козленской, да прекрасный фасад дома № 25 по проспекту Победы, украшенный глазурованной зеленой плиткой и рельефными узорами, с криволинейными очертаниями оконных проемов имеют явно модерновое происхождение.
Но сказанное справедливо лишь по отношению к каменной архитектуре. Мы же ведем разговор о деревянном зодчестве. И вот в декоре деревянных домов модный стиль проявился широко и разнообразно. Буквально в каждом сохранившемся доме, выстроенном или переделанном в начале века, заметны отголоски модерна.
Здесь мы еще раз убеждаемся в удивительной восприимчивости деревянного зодчества к новому, изобретательности мастеров, умевших воедино сплавить традиции и модные новейшие веяния.
Примеры? Пожалуйста. Пройдемте хотя бы по одному кварталу Благовещенской улицы. Дом № 20 на углу с Батюшкова, несмотря на то, что его еще не коснулась рука реставратора,— подлинное украшение городского центра. Об элементах модерна в его декоре уже говорилось. На фото один из них — трилистник в верхней части наличника.
Двери соседнего дома выделяются стеклянными филенками криволинейных очертаний и стилизованными виноградными гроздьями. В доме № 24 массивный фронтон контрастирует с тонким рисунком модерновой резьбы.
Во всех этих домах элементы модерна лишь вкраплены в традиционный декор. У бывшего здания трансагентства решетка балкона и широкие наличники украшены плавными, изогнутого профиля прорезями, типичными для модерна. Подобный рисунок можно видеть на фризе дома № 27 по улице Кирова, у наличников дома № 21 по улице Зосимовской. На улице Чернышевского обращает на себя внимание прохожих дом № 15 аттиком-мезонином и остатками парапета со сложным рисунком резьбы, напоминающим лиры.Еще более явно этот мотив выражен в резьбе решетки балкона дома № 14 в переулке Засодимского и в карнизе балкона дома № 3 по улице М. Ульяновой.
Переплеты оконных, а иногда и балконных рам в домах начала века нередко делались решетчатыми, состоящими из множества филенок прямоугольной, как в упомянутом доме в переулке Засодимского, или криволинейной, как в доме № 16а по Советскому проспекту, формы.
Балконы, благодаря обрамляющей их по краям резьбе в виде занавесей, иногда имели вид театральной сцены. Один из таких домов сохранился на Комсомольской улице.
Всем вологжанам известен Дворец культуры железнодорожников, выстроенный уже в советское время, но с соблюдением некоторых традиций модерна. К ним можно отнести уже знакомые нам решетчатые переплеты, широкое, криволинейной формы центральное окно и оригинальный шлемообразный купол, увенчанный шпилем,— ни дать ни взять шлем богатыря.
Как видим, модерн, метеором сверкнувший на архитектурном небосклоне начала века, оставил яркий и разнообразный след в деревянном зодчестве Вологды. А цветок? Эти стилизованные лилии украшают двери дома на углу улиц Чернышевского и Гоголя.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993