Характеристика градостроительной и художественной ценности сложившейся застройки центра города
Ул. Благовещенская, 20
Уникальный в сохранившемся наследии Вологды вариант исполнения традиционного типа жилого дома «в два этажа с балконом». Уличный фасад дома выделяется своеобразной композицией (арочный проем входа), художественно совершенным декоративным убранством (резьба балкона, входа, обрамлений окон); укрупненный венчающий карниз хорошо дополняет общий архитектурный облик дома, обладающего всеми качествами ценнейшего памятника деревянного зодчества Вологды.
Особенно интересен ряд деталей, не встречающийся в других домах: при размещении фронтона мезонина бокового фасада в разрыве карниза фриз пропущен насквозь и на него опирается окно мезонина, фронтон украшен подвеской с узорной резьбой. Удивительно разнообразно решено обрамление трехарочного балкона и арки над утопленной входной частью. Сохранились изначальные двери в стиле модерн.
Ул. Благовещенская, 22
Двухэтажный обшитый в елочку дом конца XIX — начала XX века. На улицу выходит пятиоконным фасадом, украшенным угловыми пилястрами, пышными наличниками окон, в которых сочетается пропильная и объемная резьба, и балконом на трех витых колонках, поддерживаемом двумя также витыми колонками. Боковой фасад, обращенный к дому № 20, имеет с угла большое поле стены, окна сгруппированы в центре. Дом венчает карниз с большим повалом, украшенный, как и фриз, пропильной резьбой. Сохранились изна¬чальные двери с филенками в стиле модерн и объемной резьбой, изображающей мотивы виноградных гроздьев, выступающих акантовых листьев.
Дом ценен сочетанием традиционной резьбы с некоторыми приемами строительства начала века, особое же значение он имеет как элемент ансамбля улицы Благовещенской, по масштабу и членениям прекрасно сочетающийся с соседними домами и составляющий неотъемлемую часть общего облика улицы.
Ул. Благовещенская, 23
Двухэтажный дом, первый этаж каменный, второй обшит тесом в горизонтальный руст. Окна второго этажа и бокового фасада украшены наличниками в стиле модерн (близкие по рисунку украшениям дома № 27 по ул. Кирова). Нижний этаж украшен наличниками, подоконной тягой и горизонтальным рустом углов.
Дом увенчивает карниз с большим повалом и традиционной пропильной резьбой фриза. Интересен удачным сочетанием традиционной схемы и элементов декора с элементами стиля модерн. Играет существенную роль в формировании ансамбля улицы.
Ул. Благовещенская, 24
Двухэтажный рубленый «в лапу» дом начала XX века с трехоконным мезонином на боковом фасаде в разорванном карнизе. Центр уличного фасада подчеркнут балконом с тройным проемом и балконной дверью под балдахином. Балдахин имеет оригинальные консоли из перекрещивающихся пластин, украшен карнизом большого выноса, резьбой с хорошим рисунком в стиле модерн. Такой же резьбой украшен и угловой балкон. Сохранились изначальные двери с рисунком в стиле модерн.
Дом интересен сочетанием типичного для вологодской деревянной архитектуры объема рубленого здания с тонким рисунком резьбы, изящным балдахином, украшениями балкона. Полностью сохранил свое градостроительное значение: вместе с домами №№ 20 и 22, близкими по времени строительства, но разнообразными по характеру архитектурного решения, он образует единый ансамбль.
Ул. Благовещенская, 25
Характерный для Вологды дом второй половины XIX века. Убранство фасадов, сохраняя некоторые традиции классицизма (арочные окна первого этажа) выполнено уже в стиле, свойственном постройкам этого периода. Выделен парадный первый этаж полуциркульными обрамлениями окон с резными накладками в тимпане. Представляет градостроительную ценность как элемент рядовой застройки города, отличается художественной законченностью общей композиции, традиционным трехчастным построением плана (местный вариант общерусской композиционной схемы XIX века).
Ул. Благовещенская, 27
Один из ценнейших памятников деревянного зодчества Вологды, выполненный в стиле классицизма; хорошо передает характер рядовой застройки города середины прошлого столетия. На боковом фасаде — мезонин над крыльцом. Сохранившиеся детали уличного фасада имеют выраженные черты стиля, отличаются художественным совершенством. Дом сохранил традиционную для жилых домов того периода трехчастную композицию плана и в целом представляет несомненный интерес как памятник русского деревянного классицизма.
Ул. Благовещенская, 46
Типично вологодский вариант жилого дома конца XIX века. Углы украшены пилястрами на три части с тройным окном в средней части. Обшит тесом в елочку. Традиционный балкон сохранил изначальное декоративное убранство, придающее совместно с деталями декора уличного фасада неповторимый облик дому, традиционному для Вологды по своему объемному построению. Имеет большую историко-архитектурную ценность памятника рядовой застройки Вологды, создававшей индивидуальность градостроительной среды этого северного города. Одноэтажный деревянный дом, обшитый тесом, с двухоконным мезонином, завершенным фронтоном. Карниз с большим выносом и выкружкой, над входом — козырек с резным аттиком, поддерживаемый одной консолью оригинальной формы. Особое очарование придают дому украшающие его углы резные пилястры и фриз карниза, богато орнаментированный пропильной резьбой. Наличники окон хороших пропорций со сдержанно подчеркнутым центром и изначальные двери с выпуклым геометрическим рисунком дополняют убранство дома, представляющего большой художественный интерес, как свидетельство таланта народных мастеров.
Ул. Благовещенская, 70
Одноэтажный деревянный дом, обшитый тесом, с двухоконным мезонином, завершенным фронтоном. Карниз с большим выносом и выкружкой, над входом — козырек с резным аттиком, поддерживаемый одной консолью оригинальной формы. Особое очарование придают дому украшающие его углы резные пилястры и фриз карниза, богато орнаментированный пропильной резьбой. Наличники окон хороших пропорций со сдержанно подчеркнутым центром и изначальные двери с выпуклым геометрическим рисунком дополняют убранство дома, представляющего большой художественный интерес, как свидетельство таланта народных мастеров.
Ул. Ветошкина, 3
Дом с типичной в жилых домах Вологды угловой лоджией. Расположен близко к перекрестку улиц, но не на самом углу, что, возможно, предопределило явно несимметричную композицию фасада. Асимметрия подчеркнута выступающим навесом крыльца под лоджией. Богато орнаментированная кружевная вставка крыльца с лоджией подчеркнута простым решением фасадной стены с тремя окнами. Обе части фасада объединены очень большим карнизом с выкружкой-повалом и богатой резьбой, которая, однако, не спорит с объемной резьбой лоджии и крыльца.
Здесь сочетаются все виды резьбы от прижатой к стене до свободно поставленных столбиков и балясин. Дом интересен не как произведение профессионального архитектора, а как произведение самодеятельного мастера-горожанина.
Ул. Ветошкина, 10/56
Дом с мезонином, выполненный в традициях русского классицизма. Главный фасад имеет строго симметричную композицию, подчеркнутую формами окон, расположением мезонина. Это придает зданию зрительную устойчивость, масштабность общего построения. Карниз очень простой, с большим выносом. Небольшие окна мезонина членятся переплетами, значение нижних окон подчеркивается полукруглыми завершениями, которые удлиняют пропорции прямого наличника. Пример дворянского особняка. Со стороны улицы Ветошкина была небольшая веранда, фасад с мезонином выходил во двор, завершавшийся двухэтажным хозяйственным флигелем, сейчас утраченным.
Ул. Воровского, 6
Перенесен с улицы Кирова, 54/12. Одноэтажный особняк с характерным решением центральной части фасада. Применен излюбленный мотив ампира: спаренные, широко расставленные колонны с высоким антаблементом и треугольным фронтоном обрамляют два центральных окна и полуциркульное окно антресолей, возвышающихся над объемом одноэтажного здания. Дом — один из лучших образцов деревянных зданий, выполненных в стиле ампир.
Ул. Воровского, 34
Редко встречающийся в Вологде архитектурный тип четырехквартирного дома с трехчастной композицией фасада и своеобразной резьбой в стиле, характерном для построек второй половины прошлого столетия. Над входными частями — фронтоны с резными «полусолнцами».
Ул. Герцена, 36
Тип вологодского жилого дома в два этажа с балконом, расположенным с отступом от уличного фасада. В планировке выделены парадные комнаты главного фасада; наибольшую достопримечательность зданию придает уникальное декоративное убранство фасадов, где особенным богатством выделяются наличники окон —сочетание различных стилевых мотивов не помешало мастеру достичь общего композиционного единства архитектурного облика дома. Центр фасада выделен окнами с полукруглыми обрамлениями в обоих этажах и слуховым окном с богатой орнаментацией и темой половинчатого фриза.
Ул. Герцена, 38
Ценнейший памятник деревянного жилого зодчества рубежа XIX — XX веков, выполненный безусловно одаренным мастером. Дом сохранил первоначальную планировку с элементами изначального состояния интерьера. Необычности объемной композиции дома (с балконом и входом, расположенным со значительным углублением от красной линии улицы) соответствует уникальное декоративное убранство фасадов; богатство пластики, рисунок резьбы, ее высокий профессиональный уровень делают дом архитектурной достопримечательностью Вологды, имеющей высокую художественную ценность.
Ул. Герцена, 56/21
Дом, играющий весьма существенную роль в оформлении пересечения улицы Герцена с Первомайской, является представительным образцом жилого деревянного строительства Вологды в XIX веке (принадлежал богатому купцу). Ритмика фасадных членений восходит к XVIII веку, так же как и характерные для Вологды схемы наличников на фоне более частой продольной рустовки. Все эти моменты придают фасадам торжественность, смягченную включением декоративной резьбы в наличники и филенки на лопатках. Интересно выходящее на двор крыльцо с двускатным покрытием, образующим подобие фронтона вместе с узорной решеткой, построенной по ампирной схеме. В интерьере сохранилась кафельная печь с лепным карнизом и старинные двери с медными замками.
Ул. Гоголя, 5
Своеобразный вариант жилого дома Вологды второй половины XIX века, трехчастный в плане; фасады здания расчленены декоративными, украшенными изящной резьбой пилястрами в соответствии с внутренней структурой дома, что является интересным подтверждением длительного сохранения древних традиций в периферийном зодчестве. Окна имеют наличники, украшенные пропильной резьбой. Композиция фасадов сохранила также традиционное для особняков более раннего периода времени выделение парадного верхнего этажа. Крыльцо дома на пяти резных столбиках с подзором.
Ул. Гоголя, 36
Двухэтажный деревянный рубленый дом, тесом обшиты лишь хозяйственные прирубы — два прируба под общим карнизом, что создает своеобразное пластическое решение дома и игру светотени. Подобное объемное решение, характерное для вологодского деревянного зодчества, после реконструкции города становится редкостью.
Дом имеет карниз с большим повалом и богато орнаментированным пропильной резьбой фризом. Интерес представляет также удачное сочетание бревенчатого сруба дома с карнизом с тонкой резьбой.
Ул. Гоголя, 46
Одноэтажный деревянный дом с мезонином. Угловой, но с главным фасадом, выходящим на улицу Энгельса, подчеркнутым мезонином; в первом этаже центр выделен тремя окнами с полукруглыми завершениями с «полусолнцем» в тимпанах. Мезонин ограничен разорванным карнизом. Фасад по улице Гоголя простой, с пятью прямоугольными окнами...
Дом ценен четкостью классической схемы, ясностью градостроительного замысла, гармоничностью всего объема и более мелких членений, соотношения окон и простенков, первого этажа и мезонина и т. д. Характерный пример интерпретации провинциального классицизма в дереве.
Ул. Гоголя, 52 (перенесен с улицы Комсомольской, 18)
Интересный вариант традиционного типа вологодского дома второй половины XIX века (срублен «в обло»), сохранивший свою первоначальную планировочную структуру, угловые диагональные печи. Своеобразие архитектурного облика создается сильно вынесенным, украшенным хорошей резьбой карнизом с выкружкой и лаконично скомпонованным традиционным балконом уличного фасада, имеющим необычно массивные четырехгранные столбы, украшенные накладными розетками. Навес над боковым входом поддерживается консолями, аналогичными консолям балдахина дома по ул. Благовещенской, 24.
Ул. Гоголя, 53а
Деревянный одноэтажный дом, рубленый «в лапу». Здание имеет простой объем, обогащенный верандой под пышным балдахином с тремя арками, поддерживаемыми столбиками по фасаду и с двумя арками с гирьками между ними (повторение в дереве приема каменной архитектуры XVII века) — по бокам балдахина. Основной композиционный акцент — веранда с богато украшенным балдахином, представляющая особый интерес, как редко встречающаяся в вологодской архитектуре и подчеркивающая, что дом — типично дворовый (вывод такой веранды на улицу был бы невозможен). Богатая, хорошего рисунка изящная пропильная резьба фриза, карниза и ограждения веранды, вместе с тройным окном во фронтоне балдахина, отделенном карнизом, завершают убранство дома и придают ему особое очарование. Сохранился также остаток дымника.
Ул. Гоголя, 53
Двухэтажный деревянный дом конца XIX — начала XX века, в отличие от всех вологодских домов обшитый тесом в вертикальный руст. Имеет пять окон, выходящих на главный фасад, и интересно скомпонованные окна бокового фасада: сдвоенные у хозяйственной пристройки и одно — придвинутое к углу. Традиционный угловой балкончик имеет треугольное в средней части завершение. Хозяйственный прируб также завершен фронтоном. Уличный фасад украшен стилизованными пилястрами, увязанными с подоконной и надоконной тягами. В пышных наличниках окон — сочетание пропильной и объемной (колонки) резьбы. Карниз с большим выносом завершает это оригинальное здание.
Ул. Гоголя, 82
Традиционный тип вологодского дома, определявший в прошлом архитектурное лицо северного города; скромное декоративное убранство фасадов достигает кульминации в резном декоре балкона; резьба парапета балкона перекликается с мотивом вологодских кружев и этим своим созвучием является ценным примером, подтверждающим общую художественную культуру Вологды второй половины прошлого столетия. Интересен прием вертикальной обшивки цоколя и междуэтажного пояса тесом, что создает дополнительный декоративный эффект.
Ул. Гоголя, 86/13
Своеобразный вариант архитектурного типа двухэтажного жилого дома, внешний облик которого создается контрастным противопоставлением глади простой досчатой обшивки стен с утонченной, художественной работы резьбой балкона, удачно вписанного в общий, гармоничный по пропорциям объем здания. Резьба парапета балкона имеет самостоятельную художественную ценность, она созвучна вологодскому кружеву, но выполнена руками плотника, прекрасно выявившего декоративные возможности дерева. Карниз большого выноса хорошо завершает общую уравновешенную композицию этого дома — одного из замечательных примеров характерного вологодского дома второй половины XIX века.
Ул. Гоголя, 96
Двухэтажный деревянный дом первой половины XIX века, покрытый четырехскатной кровлей, — четкий куб с двумя прирубами в дворовой части. Объединяют здание междуэтажная тяга, тяга под окнами первого этажа. Центр здания выделен тремя проемами, объединенными друг с другом, в среднем балконная дверь, обрамления центральной группы окон полукруглые, в тимпанах накладная резьба в виде цветков лотоса. Балкон украшает решетка кованого железа с ампирным рисунком на простых металлических кронштейнах. Второй этаж — более парадный — подчеркнут более высокими окнами. На боковом фасаде интересное крыльцо с завершением в барочных формах с резной «веревочкой». Если некоторые другие дома и интерпретируют формы классицизма в дереве, то этот дом выглядит как каменный.
Ул. Добролюбова, 4
Двухэтажный деревянный дом конца XIX века с фигурной в елочку обшивкой тесом. Имеет распространенный в жилой застройке Вологды угловой балкон-веранду на втором этаже. Интересен своей композицией сложившегося дома городского типа, чрезвычайно лаконичным декоративным оформлением наличников окон, филенок дверей. По контрасту с простыми стенами угловой балкон с тремя арками по фасаду богато украшен пропильной и объемной резьбой и вместе с расположенным под ним навесом на кронштейнах своеобразного рисунка является основным и очень сильным акцентом в композиции дома. Сохранились также изначальные двери с объемной резьбой геометрического рисунка.
Ул. Засодимского, 5
Один из древнейших деревянных домов города периода классицизма, сохранивший изначальную лестницу с ограждением из стоек-балясин, характерных для конца XVIII — начала XIX века, и уникальные кованые дверные приборы. Дом скупо оформлен лопатками на углах, простыми наличниками окон и карнизом с большим выносом, украшенным плашками. Выделяется необычностью своего объемного построения с верхним «полуэтажом».
Ул. Засодимского, 9 (перенесен с ул. Комсомольской, 25/62)
Одноэтажный по главным фасадам* и двухэтажный в том же объеме дом, построенный в первой трети XIX века. Оба уличные фасада одинаковые пятиоконные, украшенные пилястрами по углам, междуоконными пилястрами с арочными завершениями и полукруглыми завершениями прямоугольных окон. Карниз украшен накладными плашками. Покрыт четырехскатной кровлей. Интересен как пример применения характерной для вологодской деревянной архитектуры начала XIX века схемы функциональной организации здания в типичном купеческом доме.
Ул. Засодимского, 10
Редкий среди сохранившихся пример скромного особняка, исполненного в традициях более ранней архитектуры. Интересен по своей планировке с введением мезонина со сдвоенным окном, фронтоном с разорванным карнизом, в карнизе — полукруглое окно. Пластичен объем дома с двумя крыльями, уходящими уступами от центральной части дома вглубь и содержащими хозяйственные помещения.
Ул. Засодимского, 14
Двухэтажный рубленый деревянный дом. Интересный пример разработки типа вологодского деревянного особняка в стиле начала XX века. Центральная часть главного фасада выделена двухэтажным балконом на спаренных многогранных колонках без баз и капителей. По бокам балкона по спаренному окну с каждой стороны. Резной узорный фриз, карниз, решетка балкона, напоминающие вологодское кружево, являются подлинной редкостью. Они удачно сочетаются с объемным решением, создавая художественно законченный облик дома.
Ул. Засодимского, 16
Одноэтажный рубленый дом, выходящий трехоконным фасадом на улицу, с широким фризом и карнизом с большим выносом. На боковой фасад выходит мезонин, расположенный в хозяйственном прирубе с разорванным карнизом и обшитым тесом фронтоном. Характерный пример простого дома, вся прелесть которого в пропорциях, работе материала стен, игре объемов.
Ул. Зосимовская, 5а и 7а
Группа деревянных домов, образующих единый ансамбль (дом 7а снесен — прим. автора). Дом 5а — простой куб с междуэтажной тягой и карнизом большого выноса, дом 7а — крестчатый в плане, одноэтажный, с мезонином и балконом в нем на четырех колонках с фронтоном, разрезанным аркой и опирающимся на карниз большого выноса.
Ул. Зосимовская, 21
Двухэтажный деревянный дом конца XIX — начала XX века, обшитый тесом. Отличается четкими красивыми пропорциональными соотношениями прямоугольных оконных проемов и стены. Здание украшено тонкими резными наличниками на окнах обоих этажей и с элементами архитектуры начала XX века (модерн) многопрофильным карнизом. Как и большинство деревянных домов Вологды, здание имеет угловой балкон-веранду и является важным для истории типичным примером вологодского жилого дома этого времени. Особенно хорошо сочетается с окружающей застройкой, образуя единый ансамбль с домами № 19 (сейчас — каменный новодел — АС.) и № 21а (не сохранился — А.С.).
Ул. Кирова, 12/15
Уникальный памятник деревянной жилой архитектуры Вологды. Виртуозность и обилие резьбы, характерные для обработки фасадов вологодских домов на рубеже XIX и XX веков, достигли здесь особенного богатства и хорошо сочетаются с объемной композицией дома. Особенно интересны балкон и веранда, выходящие на улицу Челюскинцев, богато украшенные изящной резьбой и даже в этом пышном доме являющиеся архитектурным акцентом.
Ул. Кирова, 15
Общее архитектурное решение этого одноэтажного дома и стилевой характер декора близки к стоящему рядом дому № 17. Это обстоятельство увеличивает градостроительную ценность каждого здания. Дом сохранил в достаточной мере общую первоначальную композицию и ампирный декор с присущими только вологодским зданиям особенностями. Окна имеют декоративные полуциркульные завершения, сообщая фасаду дома парадный вид. Карниз дома украшен резьбой. Ценным в художественном отношении является также кованый узорный козырек над крыльцом.
Ул. Кирова, 17
Архитектурно-планировочное решение дома прекрасно увязано с сохранившейся планировочной системой городских кварталов конца XVIII века. Выполненный в стиле ампир, он отличается гармоничными пропорциями, тонкой проработкой деталей фасадов: полуциркульных завершений окон, пилястр и карниза, украшенных резьбой. Особенно интересны пилястры, редко расположенные на фасаде (между пилястрами по два окна в полуциркульных обрамлениях) и украшенные резными накладками.
Ул. Кирова, 27 (с каретником)
Небольшой двухэтажный дом с эффектно обработанными фасадами в характерном для начала века стиле модерн. Главный фасад украшают резные пилястры, «кружева» прорези, фигурные колонки наличников с треугольными кокошниками, широкий расписной пояс и обшивка в елочку. Дом хорошо иллюстрирует преемственность в развитии форм русского деревянного зодчества и умение мастеров гармонично сочетать элементы разных стилей и декоре.
Ул. Кирова, 32/40
Дом расположен на углу квартала, в части города, сохранившей планировочную систему конца XVIII века, и играет значительную роль в архитектурно-пространственной композиции перекрестка улиц. По своему расположению, лаконичным объемам, однотипному решению обоих этажей и по внутренней планировке он является характерным образцом доходного городского дома конца XIX века, сохранившимся достаточно хорошо. Индивидуальную выразительность этому дому придают парадные двухъярусные крыльца, одно из которых обращено на улицу Кирова, другое на улицу Мальцева, богато украшенные резьбой (прорезью). Основной архитектурно-декоративный мотив этих крылец — двойная арка с гирькой — навеян древнерусским каменным зодчеством. Оригинальный градостроительный прием — крыльца отнесены с угла улицы, что подчеркивает направления обеих улиц.
Ул. Кирова, 33
Двухэтажный типичный по планировке деревянный жилой дом, хороших пропорций и цельного объема, с бревенчатыми без обшивки стенами и кирпичным цоколем. Дом увенчан нарядным карнизом с большим выносом, фигурными кронштейнами и резными заполнениями метоп. Дом хорошо вписывается в ансамбль городской улицы, сохранившей планировку конца XVIII века и отдельные элементы застройки конца XVIII и XIX века.
Ул. Козленская, 70
Интересный пример соединения фасадной разбивки по схеме первой половины XIX века с декорировкой типичными для второй половины XIX века формами, в которых за мотивами народного узорочья угадываются прообразы классицизма (метопы и балясины в стойках наличников). Балкон с декоративной обработкой довершает убранство дома.
Ул. Комсомольская, 21
Своеобразный архитектурный тип доходного дома на восемь квартир, выполненного в приемах, характерных для зодчества Вологды второй половины XIX века. Центром симметричной композиции главного фасада является балкон с богатой резьбой; совместно с крупным венчающим карнизом он создает художественную общность с застройкой города того периода, являясь сейчас ценным памятником градостроительной культуры прошлого. Сохранились изначальные двери в стиле модерн.
Ул. Ленинградская, 4
Характерный для городов русского Севера и Вологды тип двухэтажного дома с трехоконным мезонином над сплошным карнизом. Выполнен в традициях классицизма. Ось фасада подчеркивается полукруглым оконцем во фронтоне мезонина. Карниз имеет большой вынос. На углах мезонина и самого дома — лопатки, прорезанные междуэтажным поясом с перемежающимися накладными ромбами и солярными кругами. В доме сохранились изначальные печи, в том числе круглая печь в мезонине. Окна подклетного этажа меньше основных с деревянными подобиями замковых камней лад наличниками. Для дома характерны развитый объем и чистота пропорций. Он играет важную роль в формировании облика Ленинградской улицы, поддерживая и развивая тему, заданную соседним домом №6.
Ул. Ленинградская, 30
Дом с усадебными постройками находится в одном квартале с Владимирской церковью. Дом по своим боковым фасадам и планировке представляется более ранним, чем декор его главного фасада. Видимо, этот фасад был модернизирован в первом десятилетии XX века и получил косую обшивку и наличники «в русском стиле».
Особенного внимания заслуживают хозяйственные постройки: сарай, коровник, ледник, построенные в традиционных формах и не подвергшиеся переделкам XX века. Дом представляет интерес как градостроительный элемент окружения культового памятника и как переходная форма от классических традиций к «русскому стилю» XX века.
Ул. Ленинградская, 34/41
Дом стоит иа перекрестке улиц и поставлен так, что три его фасада хорошо обозреваются с обеих улиц. В архитектуре дома удачное сочетание получили традиции классицизма с приемами народной архитектуры. Главный фасад пятиоконный, обращен на Октябрьскую улицу, решен симметрично, но не имеет традиционного резного фронтона или мезонина. Центральная часть подчеркнута «венецианским окном» с полукруглым завершением в первом и прямоугольном во втором этажах. На перекресток улиц обращена парадная анфилада комнат с угловыми печами. Нижние окна — в арочных «ампирных» нишах с веерообразными украшениями. Пятиоконный фасад с Ленинградской улицы откровенно расчленен во втором этаже лопатками в соответствии с пересечением бревен сруба. В нижнем этаже лопатки декоративные и поставлены не только по углам, но и между всеми окнами.
Ул. Лермонтова, 29
Двухэтажный деревянный обшитый тесом дом конца XIX — начала XX века, выходящий торцовым фасадом на улицу. Простенки между окнами обшиты «в елочку», а междуэтажный пояс — вертикально. На боковом фасаде два крыльца — с балконом на четырех колонках с арочками с трех сторон, второе простое, в хозяйственной пристройке. Двери сохранили резьбу и рельефы начала XX века, балкон — на консолях кованого железа. По углам дом украшен резными пилястрами сложного рисунка, содержащего элементы разных стилей; во фризе применена традиционная пропильная резьба.
Ул. Мальцева, 18
Один из хорошо сохранившихся примеров раннего типа вологодского дома, сохранивший без существенных переделок свой изначальный декоративный убор фасадов. Над угловым крыльцом — тройное окно с оригинальным завершением. В первом этаже оригинальный рисунок оконных переплетов. Дом — ценный памятник деревянной архитектуры Вологды середины XIX века.
Ул. Мальцева, 31
Двухэтажный дом с мезонином. Стены бревенчатые, обшитые тесом. Сохранились остатки тесовых кровель. Памятник является главным домом усадьбы позднего классицизма. Плоские окна центральной части главного фасада очерчены циркульными накладками в виде арочек. Импосты арочек покоятся на модульонах, имитирующих лепнину. Глухая резьба выполнена мастерски. Углы сруба и выходы связей означены на фасаде пилястрами с накладными полуколонками. Окна первого этажа расширены против прежнего. Планировка интерьеров анфиладная. Гости¬ная второго этажа некогда была украшена изразцовыми печами классической архитектуры — на усеченной каннелированной колонне стояла небольшая скульптура (утрачена). В настоящее время печи переделаны и закрашены масляной краской. Здание является редким памятником позднего классицизма. (Описание Дирекции по охране и использованию памятников истории и культуры Вологодской области.)
Ул. Маяковского, 4
Двухэтажный деревянный дом конца XIX века (перенесен с улицы Герцена, 7), обшитый тесом, с небольшим мезонином-мансардой, завершенной фронтоном.
В разрыве карниза дома расположено парадное тройное окно второго этажа с пышным обрамлением, дополненное «бровками» декоративных сандриков на глади стены. Три окна первого этажа также имеют резные обрамления, среднее из которых своими более развитыми формами подчеркивает ось симметрии фасада. Балкон и входная часть несколько отодвинуты от главного фасада в отступающий хозяйственный прируб.
Весь дом богато украшен пропильной резьбой, начиная от пилястр на углах здания
и под карнизом мезонина, наличников окон и кончая балконом; резьба выполнена со вкусом и богатой фантазией, обрамления хороших пропорций.
Ул. Маяковского, 5
Одноэтажный деревянный на каменном цоколе дом, выходящий трехоконным фасадом на улицу. Пример скромного дома второй половины XIX века с традиционным трехчастным построением плана. Углы украшены пилястрами с филенками и стилизованным подобием капителей. Во фронтоне — прямоугольное окно с круглым обрамлением. Прием отделки пилястр и подоконных частей стены перекликается с домом № 15 по Октябрьской улице. Блестяще выполненная резьба в сандриках наличников — пример мастерства вологодских умельцев, умевших скромному, простому по архитектуре дому придать привлекательный нарядный вид.
Ул. Маяковского, 6 (перенесен с улицы Герцена, 7)
Двухэтажный деревянный дом конца XIX века, обшитый тесом, с небольшим мезонином-мансардой, завершенной фронтоном. В разрыве карниза дома расположено парадное тройное окно второго этажа с пышным обрамлением, дополненное «бровками» декоративных сандриков на глади стены. Три окна первого этажа также имеют резные обрамления, среднее из которых своими более развитыми формами подчеркивает ось симметрии фасада. Балкон и входная часть несколько отодвинуты от главного фасада в отступающий хозяйственный прируб. Весь дом богато украшен пропильной резьбой, начиная от пилястр на углах здания и под карнизом мезонина, наличников окон и кончая балконом; резьба выполнена со вкусом и богатой фантазией, обрамления хороших пропорций.
Ул. Маяковского, 7
Одноэтажный деревянный обшитый тесом дом, выходящий на улицу пяти-оконным торцом, покрытый четырехскатной кровлей. Окна с простыми наличниками с треугольными завершениями, украшенные накладными ромбами и пропильными тягами, объединены подоконной тягой. Простой, но изящный по пропорциям дом органично входит в ансамбль этой части улицы Маяковского и всего окружения церквей Варлаама Хутынского и Ильинской.
Ул. Маяковского, 9 (перенесен с улицы Добролюбова, 18)
Одноэтажный деревянный обшитый тесом дом начала XX века, интересный удачным сочетанием различных стилевых характеристик. Так, объем дома с приподнятыми и выделенными угловыми ризалитами, завершенными балюстрадами на крыше, характерен для зданий стиля модерн. В то же время дом украшен традиционной резьбой наличников окон, фриза и карниза, следующих за перепадами высот здания. По стилю обрамления наличники близки дому на улице Благовещенской, 22, однако применены в совершенно другом контексте, что не мешает созданию цельного впечатления от дома. Сохранился дымник.
Ул. Октябрьская, 15
Деревянный особняк одно-двухэтажный, обшит тесом с повышенной средней частью в три окна, выполненный в стиле классицизм. Фасады ритмично расчленены пилястрами со стилизованными дорическими капителями. Пилястры нижнего этажа имеют две филенки с кругами между ними и постаменты, продолженные филенками под окнами.
Окна нижнего этажа прямоугольные, имеют обрамления, завершенные сандриками, кроме трех окон в центральной части, полукруглых, завершенных архивольтами, наложенными на стену. Четкая система классического особняка в дереве, ясность и строгость пропорций, общая композиция архитектурного решения делают этот дом уникальным памятником вологодской деревянной архитектуры.
Ул. Октябрьская, 17
Одноэтажный деревянный дом со вторым полуэтажом. Дом угловой, по композиции фасадов подчеркивает преимущественное направление — Октябрьскую улицу. Центр этого фасада выделен окнами с полуциркульными обрамлениями с архивольтами над ними и с цветками в тимпанах. Пропорции и членения здания классические, четкие, обрамления как полукруглые, так и прямоугольные с сандриками — изящного рисунка. Дом представляет интерес как образец классицизма в дереве.
Проспект Победы, 32
Двухэтажный обшитый тесом дом начала XX века; боковые части здания подчеркнуты двумя симметрично расположенными балконами над входами, украшенными пропильной резьбой, розетками, ромбами, выделенными затейливыми завершениями на кровле. Аналогичным завершением подчеркнут и центр дома, построенного строго по законам симметрии, которые вошли в архитектуру вологодских деревянных домов лишь в начале XX века. Сохранились изначальные двери в стиле модерн.
Ул. Предтеченская, 40
Деревянный одноэтажный дом 40-х годов XIX века с протяженным мезонином, расположенным перпендикулярно уличному трехоконному фасаду и открывающемся своими фронтонами на боковые фасады. Обшит тесом в горизонтальный руст. Ясная конструктивная схема, характерная для домов первой половины XIX века, отражающая в дереве черты классицизма. Декор скромный, состоящий из трех дощечек, имитирующих фрагмент арки с замковым камнем над окнами. Дом представляет ценность конструктивностью своего объемного построения, чистотой пропорций, ясностью архитектурной идеи.
Ул. Предтеченская, 50
Деревянный особняк начала XIX века, обшит тесом в горизонтальный руст. Крестообразный в плане, одноэтажный, с двумя пересекающимися трехоконными мезонинами с фронтонами в разорванном карнизе. На семиоконном фасаде три средних окна подчеркнуты полуциркульными завершениями и большей высотой. Дом увенчан карнизом с модульонами. Он интересен идеальными пропорциями, редким классическим объемным решением, является примером высокохудожественного произведения.
Пречистенская наб., 18
Дом, уникальный в архитектуре Вологды с оригинальной двухэтажной лоджией в три оси по фасаду. В каждом этаже центральная ось подчеркнута повышением арочного проема и полукруглым фронтоном, что придает фасаду большую торжественность. Элементы этой схемы наполняют архитектуру западно-европейского ренессанса, но украшены резьбой местного характера, в которой сочетаются элементы пропильной, объемной и накладной резьбы необычного рисунка и традиционно вологодского.
Пречистенская наб., 22
Характерный образец рядовой застройки Вологды второй половины XIX века, воспринявший отдельные черты ампирной архитектуры. Интересен местный прием включения в единый блок, завершенный фронтоном, веранды на два проема с арочными завершениями с одной стороны и в три проема с другой, над крыльцом с фигурной стойкой на углу и входной части с лестницей. Дом обшит тесом: угловые простенки в горизонтальный руст, остальное в елочку. Фигурная обшивка и у междуэтажного пояса. Веранда богато оформлена резьбой. Центр веранды выделен уступом.
Пречистенская наб., 32
Двухэтажный деревянный дом, обшитый тесом, с хозяйственными прирубами, завершенными фронтонами с полуциркульными слуховыми окнами. Необычно решение прирубов: вместо обычных глухих стен по второму этажу в них расположены окна с богато орнаментированными наличниками и подоконной тягой. Главный и боковые фасады богато украшены изящной резьбой хорошего рисунка, умело расположенной.
Ул. Пролетарская, 17
Одноэтажный рубленый «в обло» дом с хозяйственным прирубом, увенчанным фронтоном. На улицу выходит торцевым трехоконным фасадом. Боковой фасад расчленен на три части, в центральной — тройное окно. Основное достоинство дома — его богатый резной фриз пропильной резьбы, карниз большого выноса с выкружкой и главное — оригинальное решение фронтона бокового фасада с окном, врезанным в разрыв тяг карниза и с богатым резным убранством.
Советский пр., 48/61
Двухэтажный деревянный дом, крестовый в плане, занимает угловой участок, имеет два различно трактованных фасада. Общим для них является ритмическое членение оконных проемов первого и второго этажей. Главный фасад имеет двухэтажный ризалит, завершающийся фронтоном, внутренние плоскости которого украшены плашками. Оконные проемы первого этажа имеют полуциркульные завершения и утоплены в толщу стены, как это делалось в каменном зодчестве. Над полукруглыми нишами треугольные обрамления. Боковой фасад отличается формами оконных обрамлений и более простым убранством. Дом представляет ценность высокохудожественного образца вологодского жилого дома, выполненного в традициях русского классицизма.
Торговая пл., 9
Двухэтажный деревянный жилой дом, обшитый тесом, традиционный по объему, с балконом и входом под ним. Лопатки на углах и на пересечениях сруба украшены резьбой, близкой по рисунку к дому № 5. Боковой фасад более простой, шестиоконный, одно из окон в первом этаже тройное. Переход к главному фасаду подчеркивается одной орнаментированной лопаткой на углу. Важно градостроительное значение дома: он входит в ансамбль нескольких деревянных домов и церкви и закрепляют угол небольшой площади.
Торговая пл., 15
Типичный образец жилого деревянного здания второй половины XIX века. В доме соединяется фасадная схема классицизма с народными мотивами в резьбе, которая покрывает лопатки на углах здания и участки между оконными проемами и венчающим карнизом наличника. Характерный элемент вологодской жилой архитектуры XIX века — блок-пристройка, включающая в себя в первом этаже вход в здание, а во втором лоджию с тремя арками по фасаду.
Торговая пл., 17
В здании тактично объединяются части с различной стилистической характеристикой — каменный низ с ампирными гребнями замковых камней, положенными на подкарнизную тягу; деревянный второй этаж с наличниками по схеме классицизма, лестничная пристройка с обильной вологодской резьбой в подзорах и стойках лоджии. Последние три здания формируют ансамбль небольшой площади, примыкающей к церкви, и входят в систему застройки участка Кремлевская площадь — улица Маяковского — Торговая площадь — проспект Победы, создающей необходимое для восприятия Кремля окружение. В ту же систему входит и дом по пр. Победы, 20, закрепляющий угол проспекта Победы и Кремлевской площади.
Ул. Чернышевского, 2
Деревянный двухэтажный обшитый тесом дом с типичным для Вологды угловым балкончиком, украшенным богатой резьбой, сочетающей объемные и пропильные элементы. Сочетание гладких плоскостей стен, прорезанных простыми окнами, с пышностью и богатством балкона придают дому своеобразие.
Ул. Чернышевского, 13
Одноэтажный на каменном фундаменте, обшитый тесом дом. На уличный фасад выходят три прямоугольных окна, обрамленных нишами с полукруглыми завершениями с тимпанами, украшенными «солнцем». На углах здание украшено лопатками, расчлененными филенками. Задняя часть дома с хозяйственными помещениями — двухэтажная, характерная для такого типа зданий (см. дом на улице Энгельса, 29).
Типичный дом бывшего ремесленника или разночинца. Классическая схема, хорошие пропорции, изящество деталей придают ему большую художественную и историко-архитектурную ценность.
Ул. Чернышевского, 37
Одноэтажный деревянный дом с тремя мезонинами, угловой, хорошо сохраняет классические пропорции в соотношении оконных проемов и стен. На улицу выходит трехоконный фасад и мезонин с балконом, имеющим решетку и консоли из кованого железа. На Кривой переулок выходит пристройка крыльца с мезонином над ней, сохранившая изначальные двери с геометрической резьбой. Дом интересен по своему объемному решению как один из очень редких, почти не сохранившихся в Вологде, примеров зданий с тремя мезонинами, подчеркивающими его значение в пространственной организации улицы.
Ул. Чернышевского, 55
Угловой одноэтажный дом, обшитый тесом, угол оформлен в виде ризалита, имеющего по два окна с каждой стороны, с приподнятым карнизом на больших консолях, рисунка, характерного для стиля модерн, с пропильной резьбой того же стиля в метопах. Окна ризалита украшены сандриками. Интересен и выдержанный в стиле модерн рисунок оконниц. Над ризалитом — балюстрада с пышными опорами, перекрытыми кровлями с подобием акантовых листьев наверху. Вход — со стороны улицы Чернышевского, в ризалите небольшого выступа, сильно приподнятого над всем карнизом дома; кровля над входом на резных консолях. Дом сохранился без переделок и изменений, без элементов других стилей, является ярким образцом архитектуры стиля модерн в дереве, одним из очень немногих, сохранившихся в Вологде.
Ул. Чернышевского, 57
Одноэтажный деревянный, на каменном фундаменте дом, обшитый в горизонтальный руст. На уличный фасад выходят три окна с полукруглыми обрамлениями с розетками «солнце» в тимпанах. Интересно объемное решение с двумя фронтонами на боковых фасадах, отделенных карнизом по уровню первого этажа. Боковой и задний фасады двухэтажные (дом уничтожен пожаром).
Ул. Чернышевского, 61
Одноэтажный деревянный, обшитый тесом в горизонтальный руст дом, выходящий на улицу трехоконным фасадом. На боковом фасаде пять окон с такими же полуциркульными обрамлениями. В тимпанах — «полусолнца». Интересно одинаковое решение главного и бокового фасадов, что придает большую цельность и объемность дому при восприятии с угла и увеличивает его значение в формировании улицы.
Набережная VI армии, 51
Двухэтажный с цокольным этажом и трехоконной мансардой, выходящей на главный (обращенный к реке) и дворовый фасады, угловой деревянный дом первой половины XIX века, обшитый тесом. Четко выделен парадный этаж, члененный пилястрами, центр которого подчеркнут тремя окнами. Пилястры украшены ромбами и розетками. Во фронтоне главного фасада — сегментообразное окно и разорванный карниз. Окна обрамлены сандриками изящного профиля с ромбами и розетками.
Дом замечателен чистым пластичным объемом, искусной постановкой на улице, подчеркивающей, с одной стороны, «Т»-образное пересечение улиц и обеспечивающей раскрытие главных помещений этого дворянского особняка на реку и заречные просторы. Отличный образец провинциального русского классицизма в дереве.
Набережная VI армии, 81
Двухэтажный дом, представляющий искусное сочетание уличной каменной части и дворовой с каменным первым этажом и деревянным вторым. Интересна постановка дома по радиусу излучины реки так, что он обращен боковым фасадом с фронтоном в центре — к ансамблю Кремля и Софийского собора. Такое глубинное размещение и сочетание белого цвета каменных частей здания с деревом позволяет дому определять облик протяженного отрезка набережной от Сретенской церкви до излучины реки. В этом — градостроительное значение дома.
Ул. Энгельса, 15
Двухэтажный деревянный, обшитый тесом дом, имеет карниз с большим выносом, междуэтажную тягу. Окна первого этажа -прямоугольные в полуциркульных обрамлениях с полусолнцами в тимпанах, второго этажа — прямоугольные без обрамлений. Можно предполагать, что декор дома частично утерян. Интересно расположение окон: по три на каждом этаже по главному фасаду и по четыре по боковому, причем три из них повторяют членения главного фасада, а четвертое отнесено к углу дома, что создает своеобразное подчеркивание направления к улице.
А.И. Сазонов, Вологда, 1993