Планировка и застройка Вологды
Несколько лет после революции город продолжал застраиваться по утвержденному в 1781 году плану. Но в 1923 году настройка выходит за пределы городской черты. В усадьбе Ковырино начинается строительство Октябрьского поселка, и в 1926 году его территория включается в городскую черту. Город не мог развиваться на восток, юг и запад: с этих сторон он был окружен железной дорогой. Для строительства жилых домов и культурно-бытовых зданий льнокомбината в 1936 году было принято решение построить отдельный жилой поселок по другую сторону железной дороги на землях Вологодского района.
Строительство судоремонтного завода, льнокомбината и многих других предприятий в годы первых пятилеток выявило необходимость в составлении нового генерального плана Вологды.
Для составления такого плана Ленинградским отделением «Гипрогора» в 1933—1934 годах была произведена геодезическая съемка Вологды и территории, примыкающей к ней, а в 1938 году произведены инженерно-геологические и гидрологические изыскания.
В 1938—1939 годах Ленинградское отделение «Гипрогора» (авторы — архитекторы Ю.М. Киловатов и А.Г. Николаев) разработало новый генеральный план города Вологды, предусматривающий дальнейшее развитие города с численностью населения в 240 тысяч жителей.
Генеральный план города Вологды получил одобрение Коллегии Народного Комиссариата коммунального хозяйства и был внесен на утверждение Совета Народных Комиссаров РСФСР. Начавшаяся 22 июня 1941 года Отечественная война не дала возможности закончить его утверждение, но он остался основным планировочным документом, по которому застраивался город в течение многих лет.
В 1961—1962 годах «Ленгипрогор» (автор архитектор А. Г. Николаев) разработал новый проект планировки и застройки города Вологды, который был утвержден Советом Министров РСФСР 19 февраля 1964 года.
Этот проект имел ту же расчетную численность населения, что и генеральный план 1939 года. Но вскоре потребовался его пересмотр, вызванный бурным ростом города и строительством двух крупных заводов: Государственного подшипникового завода № 23 и намечаемого трубного завода с промышленной станцией железной дороги. Кроме того резко увеличилось население города в связи с пуском заводов машиностроительной и легкой промышленности, реконструкцией и расширением существующих промышленных предприятий и транспорта.
В 1972 году «Ленгипрогор» (автор — архитектор 3.И. Костко) составил новый генеральный план развития города — на 1980 год и на 25 лет. Численность населения на расчетный срок принята в 400 тысяч человек. План, одобренный Вологодским горисполкомом и облисполкомом, утвержден Советом Министров РСФСР 8 октября 1976 года.
Сложившаяся планировка города, построенного по плану 1761 года, сохраняется.
Сохраняется и общегородской центр с его архитектурными и историческими памятниками, расположенными на обоих берегах реки Вологды. В состав общегородского центра включается территория бывшего кремля XVI века, улицы Жданова и Пушкинская до улицы Герцена, площадь Революции, улица Ленина, Советская площадь, Советский проспект с площадью речного вокзала.
Генеральный план предусматривает дальнейший рост промышленности города как за счет строительства новых предприятий, так и за счет реконструкции существующих. Предусматривается строительство и реконструкция предприятий легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, заводов железобетонных изделий и конструкций и домостроительных комбинатов.
Застройка города по новому генеральному плану должна идти в южном и западном направлениях с созданием четырех планировочных районов. Центральный район располагается на правом берегу реки Вологды, между рекой и железной дорогой; Заречный— на левом берегу реки Вологды; Южный — к югу от железной дороги с поселками льнокомбината, Завокзального, Медуницыно и Октябрьского; Западный — к западу от железной дороги с поселками Григорьевское, Лукьяново, Ершово и Слобода.
К застройке принимаются пяти- девятиэтажные жилые дома с повышением в отдельных случаях до двенадцати — шестнадцати тгажей главным образом при оформлении наиболее важных в архитектурном отношении узлов города.
Общественный центр города остается на территории исторически сложившегося центра. В нем размещаются административные здания, театры, музеи, выставочные залы, библиотеки, торговый центр, универмаги, магазины, рестораны.
Река Вологда, с ансамблями, сложившимися на ее берегах, остается главной композиционной осью. Кремль и Софийский собор с колокольней являются основной высотной доминантой города, кремль — центром композиционного ядра.
Улица Мира является главной улицей города. На ней построены два девятиэтажных дома, будут возведены десяти- и двенадцатиэтажные дома. В первых этажах разместятся Дом книги, промтоварные и продовольственные магазины, кафе, бар, ювелирный и цветочный магазины.
Река Золотуха станет чистой. На ее берегах должны разместиться беседки, киоски, павильоны. На берегах реки Вологды также будут проведены работы по устройству набережных с организацией причалов, парадных и рядовых сходов.
Общественные центры организуются во всех четырнадцати жилых районах: два — в Центральном планировочном районе, четыре—в Заречном, семь — в Южном, один — в Западном. В каждом жилом районе предусматриваются территории для строительства учреждений культурно-бытового обслуживания районного значения, в микрорайонах — для детских яслей-садов, школ, магазинов, столовых, спортивных сооружений, предприятий бытового и коммунального назначения.
Предусмотрены территории для строительства больниц, высших и средних специальных учебных заведений, стадионов, общественных центров в промышленных районах. Начнется строительство турбазы и гостиницы для туристов у речного вокзала.
Центральный парк культуры и отдыха намечается развернуть на пойме реки Вологды, включая территорию парка Мира, здесь же разместятся пляжи, лодочная станция и другие парковые сооружения. Новые парки, сады, скверы и бульвары для отдыха трудящихся разместятся во всех районах, образуя единую систему озеленения города.
Площадь зеленых насаждений общего пользования будет доведена до девятнадцати квадратных метров на человека. Между жилыми районами устраиваются разделительные зеленые полосы, а вокруг промышленных предприятий — санитарно-защитные зоны.
Сеть основных магистральных улиц запроектирована в виде трех транспортных колец, пересекаемых вводами в город автомобильных дорог. Большое кольцо проходит вне жилой территории и объединяет крупные предприятия, а также подходящие к городу автомобильные дороги, пропускает грузовой транспорт, минуя центр и жилые районы. Среднее кольцо связывает жилые районы. Малое кольцо, образованное улицами Можайского и Карла Маркса, связывает Южный, Центральный и Заречный районы.
По железнодорожному транспорту намечается постройка грузового двора в районе деревни Ананьино. По водному транспорту — сооружение нового речного вокзала на правом берегу реки Вологды, в трехстах метрах выше нынешнего.
Городским транспортом принимается автобус, троллейбус и к концу расчетного срока скоростной трамвай. На улице Стременной и в районе завода «Электротехмаш» намечается построить автобусные парки на 200 машин каждый. Гаражи индивидуальных владельцев машин размещаются в жилых районах. Строится троллейбусное депо на Ленинградской улице. Она станет главной улицей третьего, Южного жилого района. Здесь намечено построить административные здания: Дворец культуры Государственного подшипникового завода, универсам, спортивные залы. Улицу украсят десяти- и двенадцатиэтажные дома.
Изменения произойдут и на железнодорожном транспорте: он перейдет на электрическую тягу. Вологда будет связана с Москвой и Ленинградом электропоездами.
Выполнение всех этих градостроительных мероприятий сделает город удобным для жизни, здоровым, благоустроенным и красивым.