Постройка железной дороги
Узкоколейная железная дорога от станции Ярославль (Волга) до станции Вологда была построена в один год. Открытие ее состоялось 20 июня 1872 года. В 6 часов утра из Ярославля отправился первый пассажирский поезд с 112 пассажирами ив тот же день вечером прибыл в Вологду. С поездом приехал главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги С.И. Мамонтов, главный инженер Чижев и строители.
По новой дороге Ярославль—Вологда ежедневно ходило два поезда: почтовый № 3/4 и товаропассажирский № 5/6.
Мост через Волгу построен тогда не был, и пассажиры, доехав до Ярославля, переправлялись пароходом на правый берег реки, а там пересаживались в поезд Ярославль—Москва. Железнодорожный мост через Волгу был сооружен в 1913 году, тогда же железная дорога перешла на широкую колею. 21 февраля 1913 года из Вологды отправился первый прямой поезд Вологда— Ярославль—Москва.
Первое двухэтажное деревянное здание пассажирского вокзала железной дороги Вологда—Ярославль было построено на Фроловской улице. Оно сохранилось до сих пор, используется как жилой дом. Перед ним даже осталась площадь старого вокзала.
Для удобства передачи грузов с железной дороги на речные суда и с речных судов на железную дорогу в 1895 году от станции Вологда-I была проведена железнодорожная ветка. Шла она к товарной платформе на правом берегу реки Вологды и устью реки Шограш. В этом месте сейчас размещается грузовой речной порт Сухонского речного пароходства.
Железная дорога Вологда — Архангельск, тоже узкой колеи, была открыта в 1898 году. Мост у села Прилуки, через Вологду, был построен временный, с деревянными устоями. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях. На широкую колею линия перестроена в 1914 году.
Строительство железной дороги Петербург — Вологда — Вятка было начато в 1901 году, закончено между Петербургом и Вологдой в 1906, между Вологдой и Вяткой — в 1907 году. Тогда же на станции Вологда-I, там, где замыкалась Желвунцовская улица, возвели новый каменный вокзал. От него стали отходить поезда на Москву, Петербург, Архангельск и Вятку.
Для ремонта подвижного состава в 1903—1906 годах в Вологде построены главные мастерские Петербургско-Вятской железной дороги, переименованные в тридцатых годах в Вологодский паровозо-вагоноремонтный завод (ВПВРЗ).