Почтовые тракты
До постройки железной дороги летом везли грузы и ехали по рекам и озерам, зимой единственным видом транспорта являлся санный путь на лошадях. Дороги преимущественно устраивались по берегам рек.
В связи со строительством в Архангельске морского порта и развитием через Архангельский порт внешней торговли выявилась необходимость в организации почтовой связи между Москвой и Архангельском. По указу Петра I был учрежден специальный почтовый тракт Москва—Ярославль—Вологда—Архангельск.
По разработанному при Екатерине II плану дорожного строительства были построены: Архангельский тракт — от Москвы через Вологду до Архангельска и Петербургский — от Петербурга до Вологды. Это были широкие грунтовые дороги, обсаженные с обеих сторон березами. В низинах они укреплялись фашинами и жердевыми настилами, а крутые спуски и подъемы были вымощены камнем.
Вологда сообщалась и со всеми уездными городами. На Архангельском тракте была построена дорога от станции Чекшино до Усть-Сысольска через Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск. И вторая дорога — от Тотьмы до Великого Устюга через Никольск.
Вдоль дорог устраивались почтовые станции, примерно через 20—30 километров, в зависимости от наличия населенных пунктов. На станциях меняли лошадей, проезжие могли отдохнуть и поесть.
В малонаселенных местах, где не было почтовых станций, строились через определенные расстояния избы у дороги. В них никто не жил, но проезжающий мог остановиться, накормить лошадей или укрыться от непогоды.