Насон - История города Вологды - Судоходство

Судоходство

Историк А.А. Засецкий сообщает, что в 1780 году в Вологде имелась купеческая судоходная пристань. Сюда привозили товары из многих русских городов и отправляли их водою в Архангельский порт, а из Архангельска везли иностранные товары, которые шли внутрь страны.

Вологодские купцы имели торговые конторы в Голландии, Англии, Амстердаме, Гамбурге, Любеке. Торговали в Архангельске, в Сибири, на Камчатке... Плавали на своих судах по Восточному морю — к Алеутским островам и берегам Америки.

С развитием морского порта в Петербурге определилась необходимость устройства водного пути из бассейна Кубанского озера и Сухоны в бассейн реки Шексны для доставки товаров и леса водным путем в Петербург. С этой целью в 1825 году было начато и через три года закончено строительство канала протяженностью около семидесяти километров. Канал соединил реку Порозобицу, впадающую в Кубенское озеро, с рекой Шексной. Канал был назван именем герцога Виртембергского.

Несколько позднее для регулирования уровня воды в Кубенском озере на реке Сухоне, в восьми километрах от озера, были построены деревянная плотина и шлюз «Знаменитый». С постройкой канала и шлюза суда могли свободно идти из Вологды и Тотьмы не только в Архангельск, но и в Петербург.

6 августа 1843 года был открыт Белозерский обходный водный канал. Он соединил реку Шексну с рекой Ковжей, в обход южной части Белого озера, и создал безопасные условия для судоходства. Одновременно в Белозерске была устроена гавань вместимостью до 300 судов.

Постройка этих каналов имела большое значение для жизни Вологды. В числе грузов, поступавших сюда, были сахар, сахарный песок, соль, патока, вина, алебастр, обработанная щетина, строевой лес, дрова... Из Вологды на судах отправлялись льняное семя, коровье масло, яйца, мука-крупчатка, холст и казенные грузы: медь, свинец, щетина, лен, пакля, овес, горох, пшено.

В 1866 году в самой Вологде было три парохода. «Феодосии» ходил по Кубенскому озеру и Сухоне от Вологды до Тотьмы и Великого Устюга, перевозил пассажиров и грузы. Пароход «Вологда»— до Великого Устюга. Пароход «Магнит»—до Тотьмы, а главным образом работал на пригородной линии Вологда — село Прилуки. Здесь он за навигацию перевозил 1500 пассажиров.

В 1913 году суда Северного пароходного общества ежедневно отходили от пристани Вологда на Устье Кубенское, Тотьму, Великий Устюг, Котлас и Архангельск. От пристани Великий Устюг — на Котлас, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольок, Усть-Кулом. Пароходное сообщение между Великим Устюгом и Николь¬ском по реке Юг поддерживалось до спада воды.

Пристань Северного пароходства находилась на Московской улице, где сейчас речной вокзал. У Красного моста были и другие пароходные пристани.